16 ноября 2015

«Дорога на Берлин»: что осталось за кадром

На Первом канале — фильм о дружбе, завязавшейся между двумя непохожими людьми в самом пекле Великой Отечественной. О том, как появилась идея картины, почему донскую степь снимали в Подмосковье, и как главная роль досталась электромонтажнику, — в материале 1tv.ru.
вс, 7
мая
23:20

О чем фильм

Лето 1942 года, Южный фронт. Начальнику химической службы лейтенанту Огаркову поручают ответственное задание — доставить из штаба армии в свою дивизию приказ об отступлении. Молодой человек не справляется, и дивизия попадает в окружение. Огаркова приговаривают к высшей мере наказания, конвоировать его к месту расстрела должен молчаливый казах Джурабаев. Огарков мечтает избежать позорного расстрела и погибнуть в бою с врагом. По дороге через болота и степи между конвоиром и осужденным завязывается дружба.

В основе сюжета «Дороги на Берлин» — повесть Эммануила Казакевича «Двое в степи», которая уже была экранизирована в 1962 году. Сценарий к тому фильму написал сам Казакевич.

Александр Литвинов Генеральный продюсерЭто совсем другое кино, совсем другие мотивации героев. В нашем фильме акцент сделан на отношениях двух ребят. В картине 1962 года, например, показана предыстория Огаркова, как он закончил техучилище, служил помощником командира по химчасти, бегал с противогазами. Мы этот кусочек вырезали. Да и у нас нет степи. Мы снимали боевые действия — танки, пушки, пулеметы — в Подмосковье. Вывезти такое количество техники в степь просто невозможно.

Изображение © Мосфильм

Создатели новой ленты кроме повести Казакевича опирались на военные дневники Константина Симонова. Кроме того, некоторые эпизоды были сняты по воспоминаниям отца продюсера картины Карена Шахназарова, который, как и главный герой, совсем молодым человеком попал на фронт.

Екатерина Писарева редакторЭто история о том, как война объединила двух абсолютно разных людей: разного менталитета и разных жизненных позиций. Главная идея фильма — показать развитие героя, трансформацию образа человека, впервые попавшего на войну. Это серьезный фильм о человеческих взаимоотношениях и о долге перед Родиной, близкими и самим собой.

Александр Литвинов"Двое в степи" — это небольшая лепта, которую мы внесем в сохранение памяти о войне. Очень важно, чтобы люди помнили, знали историю и не делали ошибок.

Изображение © Мосфильм

О команде

Идея снять фильм по повести «Двое в степи» пришла продюсерам Карену Шахназарову (гендиректор концерна «Мосфильм», режиссер таких фильмов как «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх») и Александру Литвинову («Любовь и голуби», «Ширли-мырли») во время совместной работы над другой картиной о войне, «Звезда». Евгений Никишов, работавший над сериалами «Глухарь» и «Чернобыль: зона отчуждения», написал сценарий, но долгое время проект оставался нереализованным.

Карен ШахназаровДолго искали режиссера. В определенной степени сказался опыт "Звезды": тогда вопрос поиска режиссера тоже стоял остро, в конце концов, остановились на тогда еще молодом, а сейчас уже широко известном режиссере Николае Лебедеве — и не ошиблись. Поэтому на этот раз мы опять ориентировались на молодых режиссеров. Сергею Попову удалось найти очень талантливых актеров, прежде всего, это касается главных героев — Амира Абдыкалыкова и Юрия Борисова.

В активе Сергея Попова несколько популярных у зрителей сериалов, например «Фурцева» и «Свой-чужой».

Сергей Попов Для меня фильм "Дорога на Берлин" в любом случае останется любимым ребенком. Я рассчитываю не только на прокат в кинотеатрах, но и на показ по телевидению. Ведь это не детектив, не триллер, а, в общем, трогательная человеческая история, развивающаяся в крайне драматических обстоятельствах. Поэтому чем больше смотришь — в пятый, пятнадцатый или двадцать седьмой раз — тем больше ты привыкаешь к героям, тем роднее и ближе они становятся.

На фото режиссер Сергей ПоповИзображение © Мосфильм
На фото режиссер Сергей Попов

Кастинг на главные роли получился тяжелым. Съемочная группа боялась, что труднее всего будет с подбором актера на роль солдата-казаха, однако вышло ровно наоборот. Рядового Джурабаева нашли довольно быстро, а с лейтенантом Огарковым пришлось потрудиться.

Сергей Попов Юрий Борисов не подходил нам внешне, но он подошел по самому главному критерию. В нем была искренность. Если вы посмотрите на его фотографии без грима, то удивитесь, насколько он на себя не похож. Раньше Юрий играл дворовых хулиганов, а мы сделали все-таки более утонченного, лирического героя.

Изображение © Мосфильм
Изображение © Мосфильм
Александр Литвинов Мы очень долго искали актера на главную роль, хотя Юрий Борисов, сыгравший роль Огаркова, был одним их первых, кто был у нас на кинопробах. После долгого отбора и сомнений мы все же вернулись к его кандидатуре и не прогадали. Что касается Амира Абдыкалыкова, он нас очаровал сразу. Мы искали актера на роль Джурабаева и, когда кастинг-директор "Казахфильма" показал нам фотографию Амира, сразу обратили на него внимание и пригласили его на пробы в Москву. Когда он приехал и примерил форму, мы сразу поняли, что он — наш герой, очень обаятельный и добрый парень, все его любили. Стоит отметить, что с Юрием Борисовым у них сложился хороший актерский тандем, во время работы над фильмом они понимали друг друга с полуслова.
Изображение © Мосфильм

Амир Абдыкалыков — актер непрофессиональный (до съемок работал электромонтажником в Алма-Ате), роль Джурабаева его дебют в кино. Юрий Борисов к 22 годам успел сняться в эпизодической роли в фильме «Елена» Андрея Звягинцева и в нескольких сериалах, среди которых «Выстрел», «Мотыльки».

Сергей Попов Мы специально искали неизвестных актеров, которые не имеют никакого отношения к телевизору, чтобы не возникало лишних ассоциаций. В этом отношении мы шли по пути документальной стилистики.

Изображение © Мосфильм

О съемках

Подготовка к съемкам шла около полугода — фильмы о войне технологически очень сложные, воссоздание нужной эпохи, в данном случае лета 1942 года, требует временных и человеческих затрат.

Александр ЛитвиновВсе это время мы тщательно искали актеров, репетировали, готовили военную технику, строили сложные декорации, разрабатывали варианты грима, шили костюмы. Занимались постановкой трюковых эпизодов, репетировали сцены с пиротехническими эффектами. Я хочу отметить, что к картинам, которые связаны со сложными декорациями и техникой, только так и можно готовиться.

Изображение © Мосфильм

Донскую степь снимали в Московской и Калужской областях, где были построены грандиозные декоарции — небольшой город и деревня, дома в которых были полностью оборудованы не только снаружи, но и изнутри.

Изображение © Мосфильм

Танки, использованные на съемках — «КВ-1», шесть «Т-34» и четыре немецких «Тигра» — были предоставлены военно-технической базой Мосфильма. Но, несмотря на наличие в картине батальных сцен, акцент сделан на человеческих отношениях главных героев.

Александр Литвинов Наша картина не такая батальная, сцен, связанных с военными действиями, в такой мере в ней не будет. Будет показана война, конечно, но наша картина — более драматическая.

Топ-5 фильмов о войне, снятых в 2000-е годы

«Диверсант» (мини-сериал), 2004

Рейтинг «Кинопоиска» — 8.10

Четырехсерийный фильм снят по мотивам романа Анатолия Азольского. После окончания разведшколы Леня Филатов и Алексей Бобриков направляются в свою часть на попутке, которая кроме них подбирает еще одного сержанта. Машина попадает под обстрел, в живых остаются только Леня и сержант-попутчик Алексей. Он просит у Филатова документы погибшего Бобрикова, чтобы продолжать войну от его имени. Молодой разведчик не подозревает, чего ему может стоить этот поступок.

Смотрите фильм онлайн на сайте kino.1tv.ru >>

«Брестская крепость», 2010

Рейтинг «Кинопоиска» — 7.97

Мирное течение жизни в приграничной Брестской крепости обрывается 22 июня 1941 года. Фильм рассказывает о трех очагах сопротивления, возглавляемыми отрезанными друг от друга офицерами. Линия, связывающая всех героев, — история пятнадцатилетнего воспитанника музыкантского взвода Сашки Акимова, от чьего лица и ведется повествование. Герои картины имеют реальных исторических прототипов, а стиль ближе к документальной реконструкции, чем к художественному фильму.

«В августе 44-го», 2001

Рейтинг «Кинопоиска» — 7.89

Фильм по одноименному роману Владимира Богомолова рассказывает об операции группы контрразведчиков под руководством офицера СМЕРШа. 1944 год, территория Белоруссии уже освобождена, но в тылу советских войск в радиоэфир выходит станция, передающая шифрованные радиограммы с секретными данными. Долгое время разведчиков, пытающихся обнаружить диверсантов, преследуют неудачи. Но их командир решает идти до конца, даже после того, как в районе действий начинается войсковая операция.

«Звезда», 2002

Рейтинг «Кинопоиска» — 7.73

Современная экранизация одноименной повести Эммануила Казакевича. 1944 год, группа советских разведчиков отправляется за линию фронта, чтобы узнать о планах передислокации противника. Молодые разведчики под позывными «Звезда» преодолевают всяческие препятствия в тылу врага, чтобы добыть ценную информацию, порой ценой собственной жизни.

«Битва за Севастополь», 2015

Рейтинг «Кинопоиска» — 7.56

Основанный на реальных событиях фильм о женщине на войне. Самый успешный снайпер Второй мировой Людмила Павличенко ушла на фронт в 25 лет, стала символом героизма для сослуживцев, участвовала в обороне Севастополя и чудом избежала гибели. После эвакуации в составе делегации СССР в США выступала за открытие второго фронта, подружилась с Элеонорой Рузвельт. Но одним из самых тяжелых испытаний для нее стала потеря любимого человека.

Смотрите фильм онлайн на сайте kino.1tv.ru >>

Режиссер: Сергей Попов

Сценарий: Евгений Никишов

В ролях: Юрий Борисов, Амир Абдыкалыков, Мария Карпова, Максим Демченко, Александр Новик, Артем Алексеев

Оператор: Шандор Беркеши

Композитор: Роман Дормидошин

Производство: Продюсерская компания Александра Литвинова, МОСФИЛЬМ, Россия, 2015

Комментарии загружаются