Почему нельзя пропустить сериал «Золотая Орда»
Фэнтези нового поколения: таких сериалов в России еще не снимали
Конец XIII века. Русь под гнетом монголо-татар. Великий князь Ярослав мечтает объединить разрозненные русские княжества и скинуть ненавистное иго, но его врагами на этом пути становятся родной брат – опальный князь Борис — и старший сын Владимир. В столицу Руси прибывает посланник Золотой Орды — Менгу-Темир, красавец и ценитель женской красоты.
Он приехал, чтобы угнать в Орду тысячи русских воинов, но готов довольствоваться лишь частью, если Великий князь отдаст ему княгиню Устинью, жену Бориса.
Ярослав не хочет нарушить законы веры и чести, но Борис сам идет на этот шаг, надеясь, что эта жертва обеспечит ему княжеский престол. Устинья с караваном отправляется на чужбину. Менгу оставляет Ярославу подарок от Великого хана – юную Наргиз, которая пробуждает князя к жизни и ставит его перед роковым выбором. На одной чаше весов – любовь и страсть, на другой – престол и жизнь самой Наргиз, которую не принимает ни народ, ни законная жена Ярослава.
Тем временем Великий хан Золотой Орды Берке чувствует приближение скорой смерти и отчаянно мечтает о наследнике. В степи он встречает 16-летнюю Айжан, дочь богатого купца. Жестокий старик делает юную красавицу своей третьей женой. Казалось бы, вместе с окончанием свадебного обряда жизнь прекрасной Айжан оборвется, но юный художник Николка, пригнанный в Орду с посольством Менгу-Темира, готов отдать жизнь за свободу и поцелуй прекрасной чужеземки.
генеральный продюсер
«Золотую Орду» мы задумали совместно с Первым каналом около пяти лет назад. Советовались, выбирали тему, которая может привлечь разную аудиторию не только в России, но и за ее пределами, будет интересна и на локальном, и на международном рынках. Мы поставили перед собой задачу снять сериал, которого еще не делали в России, который по истории, по масштабам воплощения не уступит лучшим западным образцам последних лет. Период расцвета Золотой Орды показался нам ярким, кинематографичным, поэтому он и был взят за основу. Однако мы сознательно ушли от исторических фактов, до сих пор вызывающих много споров, – все наши герои и события вымышленные. «Золотая Орда» – это фэнтези, приключенческая мелодрама.
креативный продюсер
По жанру «Золотая Орда» – фэнтези, а не реалистичная историческая драма. Я бы назвала сюжет «Золотой Орды» нашей фантазией на тему XIII века. А фантазия, как известно, вовсе не претендует на достоверность и реалистичность, она всего лишь похожа на реальность. Давно ушедший в прошлое XIII век открывает невероятные возможности для фантазии и позволяет максимально дистанцироваться от любых политических и геополитических аспектов, от позиций, которые меньше всего имеют отношение к искусству, но чаще всего к нему «прилипают». Тем не менее, при работе над сценарием мы ознакомились с огромным количеством справочной и исторической литературы, пообщались со многими консультантами. И только после того, как по части истории и быта был пройден большой исследовательский путь, мы стали фантазировать на выбранную тему.
режиссер
Изначально я боялся исторических несоответствий. Поэтому при подготовке мы привлекли трех исторических консультантов. Все они говорили абсолютно разные вещи, каждый вел в свое русло, каждый говорил, что монголы были такими, или, наоборот, такими. Как было на самом деле – не поймешь. Есть, например, версия, что ига не было, что монголы были лояльны к нам, а русичи платили им деньги за определенные услуги. Или, например, откуда возникло представление, что монголы были грязные, необразованные дикари? Да, среди них были и такие, но в своем большинстве это были воспитанные, образованные люди, следящие за своим внешним видом. На четвертом месяце работы над материалом я четко понял, что правду мы не найдем. Именно потому было решено не гнаться за историческими соответствиями и снимать историческое фэнтези, где все условно.
Любимые актеры: Юлия Пересильд, Александр Устюгов, Сергей Пускепалис, Светлана Колпакова и другие
креативный продюсер
Все герои «Орды» – вымышленные, а не реальные исторические личности. Великий Князь Владимирский Ярослав не имеет конкретного прототипа, это собирательный образ. Он не отец и не брат Александра Невского, которых тоже звали Ярославами. Мы не реставрируем исторический период, не претендуем и не ставим своей целью полное соответствие исторической действительности давно ушедшего в прошлое времени.
режиссер
Кастинг длился больше пяти месяцев. Какие-то идеи по актерам пришли при первом чтении сценария, я сразу же представил Юлию Пересильд, Сергея Пускепалиса, Артема Алексеева, Ларису Домаскину. Сложнее и дольше всего искали актеров на ордынскую часть. В Орде было много национальностей, что позволило нам более свободно подходить к выбору. Искали в Казахстане, Татарстане, Башкирии, Калмыкии, Таджикистане, Узбекистане. До последнего не могли утвердить артиста на роль Хана Берке, которого в итоге сыграл Рамиль Сабинов. Кастинговали даже в Китае и Японии. Так, я посмотрел пробы порядка 25 японцев: фактурно это было интересно, но потом мы решили отказаться от этой идеи из-за разницы менталитетов, языков – ведь пришлось бы все переозвучивать.
Юлия Пересильд — Устинья
Юлия Пересильд в роли Устиньи
Устинья – гипертяжелый, отрицательный персонаж, словно вышедший из античных трагедий. Мы с ней абсолютно разные. Если я – человек эмоций, то она – мозг, особенно в темах политических интриг. Она говорит как человек, ведущий предвыборную кампанию: ее тексты убеждают, переворачивают, просчитаны до каждой запятой и паузы. Устинья не остановится ни перед чем ради власти, если нужно убить ребенка – пойдет на это. Важно, что на Руси она – нереализованная женщина, была отдана замуж за человека, которого не любит. И эта нелюбовь в ней взрастила сильнейшие лидерские качества. У нее серьезные амбиции для захвата престола и управления большим количеством людей. Главное, у нее есть к этому способности! Сначала она, манипулируя мужем, расставляет шахматные фигурки на Руси, но ее там полностью уничтожают, сжигают до пепла, отправляя против ее воли в Орду. Однако она умудряется восстать из пепла уже там и постепенно начинает устанавливать свои законы. Даже когда ее травят, она все равно выживает. Она как кошка, у которой много жизней. Непотопляемая.
Александр Устюгов — князь Ярослав
Александр Устюгов в роли князя Ярослава
Мой герой – собирательный образ представлений о том, каким мог бы быть Великий князь. Придумывая образ Ярослава, я, конечно же, больше склонялся к Александру Невскому. Для меня самым важным было передать волю русского князя, его способность принимать решения. Мне хотелось сделать Ярослава резковатым, даже мужиковатым. По одежде он простоват, ему чужды красивые наряды. Он сам чистит своего коня, сапоги – то, чего ни за что не станут делать ни его старший сын Владимир, ни другие князья. Ярослав – не совсем правитель, вся эта история с княжением – миссия тяжелая и не особо им любимая, но он обязан управлять, когда вокруг враг. В 14 лет он уже завел потомство, в 18 лет совершил все свои подвиги, и к 40 годам вынужден более править, чем воевать. Это ему дается с трудом, потому что Ярославу проще в поле с мечом, чем заниматься этими интригами, разговорами, политическими ситуациями.
Сергей Пускепалис — воевода Ерем
Сергей Пускепалис в роли Ерема
Мой герой, как и другие в «Золотой Орде», вымышленный. Однако прототип, я бы даже сказал, прототипы у него все же есть. Ведь по должности Ерем – воевода, занимается делами дружины, боевой подготовкой воинов. И такие люди, безусловно, были в XIII веке. Ерем – военный, многое повидавший на своем веку. Пожилой человек, дожил до таких лет, хотя, наверное, в то время до них не доживали. Его, как и всех в нашем фильме, настигает любовь. Казалось бы, чего уж ждать, но совершенно неожиданным образом он влюбляется в девушку из вражеского стана.
Роль требовала определенной подготовки, потому что мы и на конях скакали, и на мечах боролись — мой меч весил 8 кг, а кольчуга около 20 кг. На «Золотой Орде» я впервые сел на лошадь, так что до съемок пришлось чуть-чуть подучиться. С конем мне «повезло»: его «одели» в железо, в броню. Выглядело это очень эффектно, однако бедный конь еле-еле передвигался, а мне еще требовалось на нем что-то изображать.
Светлана Колпакова — Радмила
Светлана Колпакова в роли Радмилы
Княгиня Радмила – достаточно сложная и разносторонняя героиня, объединяющая в своем характере уйму разногласий, противоречий и невероятную гамму чувств. У нее нет прототипов – это многоликий образ. Она красивая, яркая, внешне мягкая, но внутри — с большой внутренней силой. Обстоятельства вынуждают ее стать сильной, жесткой, хотя по природе своей она совершенно иная. Она сталкивается с жизненными перипетиями и делает непростой выбор.
Аружан Джазильбекова — Наргиз
Аружан Джазильбекова в роли Наргиз
Наргиз – персонаж тяжелой судьбы. Она необычная, не от мира сего, импульсивная, дикая, дерзкая. Я ее ласково называю «дурында» – она попадает в чужой мир, в чужой дом и пытается навести в нем свои порядки. Моя героиня не осознает, что творит, какие беды принесла в новое место. Естественно, переходит дорогу многим людям, так что врагов у Наргиз немало. Ее бьют, пытаются утопить. Но, грубо говоря, она сама напросилась.
Когда я прочитала сценарий, подумала: «Ух, какие будут съемки насыщенные!». Эта роль сложная и в эмоциональном, и в физическом плане. Я, конечно, предполагала, что будет много динамики, экшн, но что будет настолько тяжело, не представляла. Меня не раз топили в водоемах, у меня много водных сцен, есть даже подводная съемка. А еще были драки… Много трюков мне удалось исполнить самой. Не без травм, конечно.
Искусно переплетенные сюжетные линии: страсти и чувства на фоне неразрешимых конфликтов
креативный продюсер
«Золотая Орда» — фильм о чувствах и страстях, художественный рассказ о человеческих взаимоотношениях. Какой из сюжетных конфликтов нашей истории можно назвать основным? Наверное, тот, который в одинаковой степени драматично испытывают наши главные властители – Великий князь Ярослав и Великий хан Берке. Оба раздираемы внутренним противоречием между необходимостью быть безупречным примером для своих подданных и желанием испытывать простое человеческое счастье: любить и быть любимыми. Главного героя, как такового, в «Золотой Орде» нет. Один-два ведущих персонажа для 16-серийного проекта, чаще всего, не позволяют сделать историю занимательной и динамичной. У нас более десятка сюжетных узлов, в центре каждого стоит свой герой. К примеру, есть мелодраматическая линия юного художника Николки и татарской девушки Айжан. Их окружает множество персонажей, одни из которых мешают, другие — помогают им. И в этом «узле» главный герой другой сюжетной линии — всего лишь один из персонажей. Да, Великий князь Ярослав и Великий хан Берке и по объему ролей, и по сюжетной значимости могут претендовать на определение их как главных героев. Но вряд ли при этом роли Великой княгини Радмилы, старшего брата Ярослава Бориса, его жены Устиньи, роль татарской девушки Наргиз и множество других от этого станут менее важными. У каждого из них своя сюжетная и содержательная задача. Без любого из них объемность проекта станет заметно меньше.
Погружение в эпоху: 5000 м² декораций и 2000 исторических костюмов
В течение почти полугодичного кастинга было отсмотрено более двух тысяч актеров, которых искали не только в России, но и в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, а также в Китае и Японии. В итоге в фильме сыграли около 150 артистов.
креативный продюсер
Мы решили не уходить от стереотипов, которые сложились в зрительском восприятии. Ордынцев в нашем проекте играют актеры с выраженной монголоидной внешностью, но их образы много шире — это не кровожадные неопрятные кочевники, презирающие всех, кто не является представителем их племен. Наша Орда – государство со своими героями, которым при этом свойственны все те же человеческие качества, что и русичам. Среди них есть герои и предатели, лицемеры и интриганы, но есть искренние чистые души.
Съемки проходили в Москве, Подмосковье и в Крыму, где была построена декорация ставки Великого хана. Площадь декорации города Владимир — с княжеским теремом, домами, сараями, банями, сторожевыми вышками, церковью – составила 5000 м².
Мы снимали натуру в уникальном Карадагском заповеднике в Крыму, группа жила в пансионате в деревне Золотое. Честно скажу, если бы не было так интересно творчески, если бы не была такая крутая команда, то находиться там было бы невыносимо. Погода ужасная, ледяные ураганные ветра сносили все вокруг, срывали грим – бороды, усы, парики – с актеров. Перед камерой я не могла даже открыть глаза – слезы лились в 10 ручьев. Кони убегали в степи!
режиссер
Ханскую ставку снимали в Крыму. Постарались выбрать место аутентичное, похожее на Монголию, и место, где до нас еще никто не снимал, хотя это оказалось непросто, ведь кинематографисты любят Крым. В результате, наш выбор пал на Карадагский заподведник, где построили масштабную декорацию ханского дворца, юрт. Одного не просчитали, выбирая весной это место, что осенью там очень сильный ветер. И в тот октябрь, когда мы снимали, туда пришел мощный антициклон. Адские холодные ветра нас изматывали. Если группа еще могла утеплиться, то актерам было сложнее: мало того, что холод пробирал до костей, но постоянно приходилось поправлять грим – от ветров с наших героев слетали парики, усы и бороды.
режиссер
В фильме много конных сцен, и так плотно с конями я работал впервые. Оказалось, что это очень пугливые животные: боятся хлопушки, фильтров для света, камеры. Поэтому у нас была разработана целая система для их съемок. А еще я не знал о сложных взаимоотношениях коней и верблюдов. Мы снимали караван монголов, которые возвращаются к хану. Для красоты кадра я решил поставить в него двух верблюдов. И на площадке с удивлением выяснил, что, оказывается, лошади так их боятся, что разбегаются в разные стороны! Поэтому верблюдов мы «спрятали», поставив в конце каравана, подальше от лошадиных взглядов. И все же один конь, запряженный телегой, увидел верблюда, растолкал телегу и понесся на людей – еле остановили.
Для проекта было изготовлено и арендовано 2000 исторических костюмов, среди которых – костюмы из фильмов «Садко» и «Руслан и Людмила».
Художником по костюмам на «Золотой Орде» работала Мария Юреско, и я рада, что она была в нашей истории. Наверное, у каждого творческого человека бывают разные периоды – и спады, и подъемы. Так вот Маша сейчас в таком периоде, когда у нее уже колоссальный опыт, но она еще не устала доказывать и себе, и другим, не устала «рыть землю». Это уникальное состояние.
Согласитесь, если женщины в кино некрасивые, то кому будет это интересно смотреть? В «Золотой Орде» у нас все невероятно красивы. Голливудская красота! Мы с Машей много обсуждали мои костюмы и по цветам, и по сочетаниям. Очень хотелось, чтобы в образе моей героини было много красного – мы определили для себя, что это ее цвет. Или, что будут сочетания красного и голубого. Вообще, костюмы на проекте удивительные, изощренные! То количество бусинок, которые художники пришивали своими руками, наверное, перевалит за десятки тысяч.
Холодное оружие и доспехи для «Золотой Орды» изготовлял художник Сергей Микульский, собравший уникальную коллекцию доспехов и оружия из стали, титана и бронзы, которая является основной в российском кинопроизводстве при создании исторических фильмов, сказок и фэнтези.
Режиссер:
Тимур Алпатов
Оператор:
Морад Абдель Фаттах
Сценарий:
Ольга Ларионова
В ролях:
Александр Устюгов, Рамиль Сабитов, Юлия Пересильд, Светлана Колпакова, Сабина Ахмедова, Санжар Мадиев, Сергей Пускепалис, Артур Иванов, Дина Тасбулатора, Аружан Джазильбекова, Артем Алексеев, Карина Андоленко, Сергей Соцердоцкий, Евгения Дмитриева, Лариса Домаскина, Борис Каморзин, Владимир Веревочкин, Василий Бочкарев, Максим Сапрыкин, Алтынай Ногербек, Елена Матвеева, Раджаб Гусейнов, Турар Мураталиев, Юрий Тарасов, Даулет Абдыгапаров, Мухаммад-Али Махмадов, Эльмира Калимуллина, Феруза Рузиева, Нафиса Хайруллина, Анна Скиданова, Генри Давид, Сергей Гурьев, Джавахир Закиров, Марат Абдразимов, Еркебулан Дайыров, Андрей Удалов, Виктор Мютников, Николай Никитин, Борис Покровский, Александр Гох, Анастасия Цой, Екатерина Агеева, Ольга Макеева, Аскар Ильясов, Азамат Нигманов, Руслан Хабибуллин, Виктор Немец, Сейдулла Молаханов, Нина Курпякова, Сахат Дурсунов, Сайдо Курбанов, Мохамед Абдель-Фаттах
Композитор:
Зиновия Арванитиди
Художники-постановщики:
Давид Дадунашвили, Юрий Григорович
Монтаж:
Елена Денисевич, Денис Лузанов, Игорь Репин
Звукорежиссер:
Ольга Субботина
Художник по костюму:
Мария Юреско
Художники по гриму:
Елена Аршинова, Елена Мамедова
Кастинг-директор:
Лика Леонидзе
Исполнительный продюсер:
Галина Нахимовская
Линейные продюсеры:
Вазген Хачатрян, Александр Мартынов
Продюсер:
Арам Мовсесян
Креативный продюсер:
Елена Денисевич
Генеральные продюсеры:
Рубен Дишдишян, Леонард Блаватник, Нелли Яралова
Производство:
Марс Медиа, Амедиа Продакшн, банк «АК БАРС», Россия, 2018