Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаВ миреОбществоАрмияПроисшествияБезопасностьРелигияКультураЗдоровьеСпортПогодаИнформационная программа «Время»Аналитическая программа «Однако»
15 августа 2000, 22:28

Внимание мировых средств массовой информации приковано к Баренцеву морю

Более суток все усилия спасателей не приносили никаких результатов.

Сильный шторм и почти ураганный ветер срывали с якорей корабли Северного флота, которые пришли на помощь потерпевшему бедствие атомоходу.

На борту затонувшей лодки остаются свыше ста российских моряков.

Радиосвязь с "Курском" пока не восстановлена. И военные точно не знают, почему затонул один из лучших атомоходов России. В любом случае, "Курск" получил серьёзные повреждения, и, по словам главкома ВМФ Владимира Куроедова, положение экипажа лодки "представляется крайне тяжёлым".

Только к вечеру погода в районе аварии немного улучшилась, что позволило начать реальные спасательные работы.

Адмирал Куроедов сообщил некоторые подробности о состоянии подлодки "Курск"

Внешнее обследование корпуса показало, что в носовой части корабля погнут поручень, снята крышка, которая закрывает ракетную шахту, погнута рубка, на грунте перед левым носовым бортом отдельные предметы с подводной лодки.

Куроедов говорит, что не так важно, почему затонул современный атомоход, произошел ли взрыв в корпусе или вне его, или он столкнулся с другой субмариной. Сейчас все силы брошены на то, чтобы вытащить экипаж "Курска". Для достижения этой цели адмирал не исключает и сотрудничество с Североатлантическим альянсом.

По словам Куроедова, расчеты специалистов показывают, что к 18-му числу на лодке закончится кислород, и надо активизировать всю работу по спасению экипажа немедленно.

Подводную лодку "Курск" спроектировали в Петербурге - в Центральном конструкторском бюро "Рубин". Несмотря на свою молодость, это лодка уже успела стать знаменитой.

В 97 году в США вышел фильм "Операции отряда Дельта-2". Его сюжет развёртывался вокруг захвата террористами русской подлодки "Курск" в Баренцевом море.

Действительность оказалась гораздо драматичнее голливудского боевика.

И сегодня создатели атомохода "Курск" пытаются понять, почему затонула самая надёжная подводная лодка в мире. В ЦКБ "Рубин" Оскар 2 называют самой совершенной подводной лодкой в мире и по-прежнему верят в надежность ее конструкций. До катастрофы с субмариной "Курск" с подлодками данного типа никогда не случалось хоть сколько-нибудь серьезных аварий.

Но сейчас приходиться просчитывать варианты спасения экипажа. Подъемной камерой которая рассчитана на 130 человек подводники не воспользовались. Значит либо повреждена сама камера, либо затоплен второй отсек, над которым она находится.

АЛЕКСАНДР ЗАВАЛИШИН - главный инженер ЦКБ "Рубин": "Если были внешние воздействия, например столкновение, то могли быть нарушены конструкции... что помешало камере подняться".

Независимые эксперты полагают, что вода оказалась сразу в трех отсеках, раз лодка с тридцатипроцентным запасом плавучести не смогла всплыть.

ИГОРЬ КУРДИН - председатель петербургского клуба моряков подводников: "По неофициальным данным в 11 часов 38 минут в субботу акустические системы зафиксировали гидравлический удар....т.е. что-то взорвалось".

Вариант второй - кормовой шлюз. Через него экипаж может покинуть лодку в гидрокостюмах. Это очень опасная операция и требует особой подготовки личного состава.

ЕВГЕНИЙ АЗЛАБАЕВ - капитан 3-го ранга: "Температура воды сейчас в Баренцевом море 4 градуса, а метод свободного подъема займет со ста метров 2-3 минуты. Это компрессия, переохлаждение".

Последний способ. Опустить на шлюз так называемый колокол. Туда перейдет часть членов экипажа, и он поднимется на поверхность. Для спасения всех понадобится в этом случае шесть часов.

Возможно, придется искать иной способ. Если моряки не смогут пробиться через реакторный отсек к кормовому шлюзу.

Спикер Госдумы Селезнев призвал воспользоваться помощью других государств, а военные говорят, что нужно надеяться на свои силы и экипаж.

Авария на атомной подлодке "Курск" - не первая в истории российского флота.

На морском дне уже лежат несколько советских атомных субмарин. Каждая катастрофа досконально изучалась нашими подводниками. На бесчисленных учениях они отрабатывали все мыслимые и немыслимые нештатные ситуации, которые могут возникнуть на подводных лодках.

Пока неизвестно, что именно произошло на атомоходе "Курске". Военные держат детали аварии в строжайшем секрете.

Но наш корреспондент попытался реконструировать события, которые могли предшествовать затоплению лодки.

Главный штаб Военно-Морского Флота. Здесь находится Центральный Командный пункт. И именно сюда стекается вся информация о ходе спасательных работ в Баренцевом море. Объект до сих пор остается суперсекретным. Впрочем, недоступны пока и большинство данных о том, что в действительности сейчас происходит на атомном подводном крейсере "Курск".

Военные с неохотой говорят о различных версиях. Хотя всевозможные нештатные ситуации, которые случались в прошлом, изучены хорошо. Каждый моряк знает, что главные бедствия на подводной лодке бывают от огня или воды. И каждый член экипажа, перед тем как ступить на борт атомохода, проходит специальный курс подготовки, который называется "борьбой за живучесть корабля". Мы ознакомились со специальными съемками, из которых видно, что такое пожар на атомной субмарине или ее затопление.

Аварийная тревога. Повторное возгорание во втором отсеке, горит главный маршевый насос с правого борта. Личный состав второго отсека ведет борьбу за живучесть. Борьбу с пожаром.

По этой экстренной команде. Матросы облаченные в специальное снаряжение, начинают борьбу с огнем. И хотя тревога учебная, все максимально приближено к реальности.

А вот так экипаж атомной подводной лодки обучают заделывать пробоины. Если у крейсера "Kypcк" случилось столкновение, то все было примерно так.

Аварийная тревога. Поступление забортной воды в первый отсек.

Эта работа на большой глубине чрезвычайно сложна. Давление поступающей воды огромно.

То, что нам показали - всего лишь имитация. Реальность бывает намного страшней.

КАПИТАН ПРОШЕДШИЙ ПЕРЕПОДГОТОВКУ: "Чисто мое мнение, и конечно подводники со мной согласятся, это больше психологическая подготовка. В реальной обстановке на современном атомном ракетоносце все будет намного сложнее. В учебном центре просто не создать настоящую боевую обстановку.

Судя по всему, спасательные работы в Баренцевом море вступают в решающую фазу. По прогнозам синоптиков, кажется, скоро должно утихнуть море, и теперь все будет зависеть от стойкости экипажа и от профессионализма спасательных служб. Все верят в то, что подводников удастся спасти.

За ходом спасательных работ на "Курске" следит буквально весь мир. Ведущие морские державы мира уже предложили России свою помощь. Серьёзнее всех к этому вопросу подошли в Британии.

Специальное десантное подразделение, которое предназначено для спасения экипажей подлодок, приведено в полную боевую готовность, и готово немедленно вылететь в Баренцево море.

И вот последние сообщения о ходе спасательных работ в Баренцевом море.

Спасательный снаряд "до последнего времени скользил на месте соединения и пока не может устойчиво и надежно закрепиться на корпусе атомной подлодки "Курск". Об этом сообщил "Интерфаксу" заместитель начальника пресс-службы Северного флота капитан 2-ого ранга Игорь Бабенко.

По последним данным, сообщил он, лодка имеет небольшой крен и, сложно сказать, насколько он сказывается на установке спускаемого спасательного снаряда.

При этом И.Бабенко подчеркнул, что пока не имеет данных по последним погружениям спасательного снаряда. Но есть надежда, что действия спасателей "принесут какие-то результаты", добавил он.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей