Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
20 августа 2006, 21:31

Найдено место катастрофы самолета А.Святогорова — «дальневосточного Чкалова»

Единственный в стране музей гражданской авиации, он находится в Ульяновске, к празднику выставил легендарный самолет - По-2. Машину еще в конце 90-х нашли поисковики и полностью восстановили. По-2 - его еще называют "этажерка", - это деревянный учебно-тренировочный самолет. Во время войны он стал бомбардировщиком. Именно этими машинами были укомплектованы почти сто авиаполков, в том числе один женский.

А на Дальнем Востоке в тайге обнаружен самолет, который почти 70 лет числился без вести пропавшим. Скорее всего, им управлял пилот Александр Святогоров. Этого человека называли "дальневосточным Чкаловым " и теперь специалистам предстоит узнать, из-за чего произошла авария - сейчас понятно, что машина сильно отклонилась от курса.

Из Хабаровска репортаж Андрея Берникова.

Обломки самолета, найденные в девятистах километрах к северу от Хабаровска в районе сопки Медвежья, возможно, прольют свет на одну из самых больших загадок авиации 30-х годов - гибель знаменитого дальневосточного летчика тех лет Александра Святогорова.

70 лет назад об этом человеке писали все газеты Советского Союза. Вот они - на фото - лучшие из лучших летчиков молодой Страны Советов, герои челюскинской эпопеи. Крайний справа - Александр Святогоров.

Это был его звездный час. Именно Святогоров сумел организовать вылет спасательной авиагруппы в сложнейших метеоусловиях, вылетел в пургу прямо со льдины на сухопутном самолете, обутом в лыжи. Орден Красного Знамени, статьи в газетах, всесоюзная известность, однако карьера молодого пилота внезапно прервалась после очередного авиапарада.

Станислав Глухов журналист: "На "фоке", стареньком самолете, выписывал такие фигуры, что Алкснис - это командующий авиацией того времени, когда увидел, увидел, ну, во-первых, удивился, что можно выжать оказывается с этого самолета такие возможности, на всякий случай на две недели гауптвахты его посадил".

Он был типичным героем-авиатором той эпохи, человек открытый, честный, но в то же время искатель приключений, воздушный лихач. За очередной авиатрюк был переведен служить подальше от Москвы - в Хабаровск. Там же получил прозвище "дальневосточный Чкалов" - на глазах у всех вопреки инструкциям пролетел под мостом через Амур.

Лихачить Святогоров перестал только после того, как сел за штурвал пассажирского самолета-амфибии на линии Сахалин-Хабаровск. 26-го июня 1935-го года "дальневосточный Чкалов" отправился в свой последний полет. Гидросамолет пропал через полтора часа после вылета. Вместе с ним из Александровска-Сахалинского в Хабаровск летели два члена экипажа и девять пассажиров - ответственные работники сахалинских предприятий и агенты ОГПУ.

Эту авиакатастрофу назвали крупнейшей трагедией 30-х годов. Кроме груза и пассажиров, самолет вез значительную сумму денег - несколько миллионов рублей. На поиски Святогорова были брошены лучшие силы дальневосточной авиации, искали с воздуха и земли. Только с наступлением зимы поиски пришлось остановить.

Вновь о "дальневосточном Чкалове" заговорили спустя 70 лет после известия, что в тайге лесорубы наткнулись на обломки какого-то летательного аппарата. Груды искореженного железа, разбросанные на большой площади под многолетним слоем мха и травы - вот что увидели члены экспедиции на высоте 400 метров от подножья сопки Медвежья.

За десятилетия тайга надежно скрыла место авиакатастрофы.

Сразу после падения самолета склон этой сопки в радиусе примерно 50 метров был абсолютно чист. Самолет сшиб все крупные деревья. Некоторые из них до сих пор виднеются поблизости. Но за 70 лет здесь выросли новые пихты и ели, нередко высотой 30-40 метров.

Лесная сырость и время полностью уничтожили деревянные детали машины, хорошо сохранились только металлические.

Место крушения было слишком далеко от привычной трассы, по которой летал "дальневосточный Чкалов". Но все сомнения рассеяла надпись на двигателе разбившегося самолета - "Изото Фраскини". Святогоров как раз управлял гидропланом итальянского производства "Саввой-55". В то время Советский Союз самолеты такого типа закупал за рубежом. Судя по всему никому из тех, кто был на борту, спастись после катастрофы не удалось.

Пока среди обломков обнаружены останки пяти человек, советские монеты образца первых пятилеток и личные вещи членов экипажа и пассажиров.

Владимир Сергеев участник экспедиции: "На месте катастрофы, где была пассажирская кабина, нашли часы - видать, принадлежали одному из пассажиров. По стрелке часов можно установить, что время падения 12 часов".

Как говорят специалисты, пилот мог изменить курс из-за непогоды - на сопки внезапно опустился густой туман и летчик потерял ориентировку. В этой ситуации Святогоров принимает решение - спуститься ниже, чтобы видеть землю, и лететь вперед в поисках реки, чтобы посадить гидроплан.

.Алексей Шестаков старший научный сотрудник Хабаровского историко-краеведческого музея: "Здесь очень крутой распадок. Он шел в тумане, неожиданно увидел перед собой склон горы, резко рванул немножко налево и вверх, но зацепился за кромки деревьев и опрокинулся вниз головой".

Поисковики на месте крушения исследовали далеко не всe. Как они сами считают, остов самолета не должен лежать в тайге. Его необходимо будет вывезти на Большую землю и создать мемориал в память о легендарном летчике 30-х годов Александре Святогорове.

Читайте также: