Стали известны причины аварии «Боинга», разбившегося в сентябре 2008 года в Перми
В том "Боинге" летело 88 человек, все они погибли. С авиакатастрофами всегда так - скорбь по погибшим и боль утраты родных и близких, траур в стране, а итоги расследования катастрофы мы всегда узнаем гораздо позже, когда эмоции отступают.
И вот становится известно, что из-за потогонной системы организации полетов пилоты не отдыхают, что халатное отношение к и без того старым самолетам делает возможным вылет на неисправном лайнере, и, что самое главное, система контроля за безопасностью полетов безнадежно устарела.
Репортаж Екатерины Кибльчич.
Полгода назад эта катастрофа казалась загадочной и необъяснимой. Исправный самолет падает на железнодорожные пути возле аэропорта Перми. Единственный, кто мог ответить на вопрос, что произошло в ту ночь, был авиадиспетчер Ирек Бикбоев.
Но после единственного интервью авиадиспетчер исчез. А его слова еще больше запутали. Получается, экипажу скомандовали повернуть вправо. Командир согласился, но повернул влево, диспетчер уточнил – "Вправо! Все ли у вас в порядке?" Командир ответил ― да! Эксперты даже озвучили версию о террористе на борту. Якобы таким неадекватным поведением пилот подавал сигнал. Но оказалось, все намного проще.
Алексей Морозов, председатель Технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию причин катастрофы самолета "Боинг-737" в Перми: "Причиной авиационного происшествия явилась потеря пространственной ориентировки экипажа".
Как это выглядело? Комиссия по расследованию математически смоделировала полет рейса "Москва-Пермь". Для начинающих пилотов - это ролик-пособие: как не нужно сажать самолет. Для асов ― просто фильм ужасов.
Смирнов: "Он ищет, ищет. Не понимает, где он находится. Он опять увеличивает тангаж, абсолютно без всяких оснований!! Не нужно этого делать!!!"
Экипаж "Боинга" не понимал: где право, где лево, а где земля относительно самолета. В густых облаках корабль сделал кульбит. От переворота до встречи с землей - 6 секунд.
Магомед Толбоев, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза: "Там происходит хаос на борту, полная паника. Вот. Вот это есть непрофессионализм летного состава во главе с командиром экипажа".
В Международной школе пилотов "Боинг" в Стамбуле ― разбор полетов после каждой крупной авиакатастрофы. Здесь готовят пилотов "Боингов" для всего мира. Но моделировать "ситуацию в Перми" как-то глупо. Таких ошибок, казалось, не должны делать даже курсанты.
Инструктор Стамбульского Международного летного центра: "Вот, видите этот прибор? Он называется "авиагоризонт". В "Боинге", да и любых современных самолетах, он выглядит так. Земля качается относительно силуэта самолета. А в старых российских кораблях, наоборот, самолет двигается, а земля неподвижна".
Командир погибшего в Перми лайнера Родион Медведев управлял "Боингом" так, как будто это старый самолет советского производства, например, "Ту-134". Именно на этом самолете Родион летал большую часть жизни, и то вторым пилотом. Командиром его сделали как раз на "Боинге".
Дженгиз Арбач, директор Стамбульского Международного летного центра: "Этот командир прошел курс пилотирования "Боингом" в международной школе, такой, как наша. Но 1000 часов налета на "Боинге", это, конечно мало для командира. Что такое авиагоризонт, пилот, думаю, знал. Но нужен опыт и концентрация, потому что любой человек в стрессовой ситуации может терять контроль.
Все российские пилоты "Боингов" обучаются за рубежом в международных летных центрах. Здесь есть разные курсы по глубине изучения, но частные авиакомпании из России обычно выбирают минимальный пакет. Чтобы сэкономить.
Изуродованные бортовые самописцы "Боинга-737" теперь лежат на столе перед журналистами. Авиакомиссия дополняет свой отчет о причинах аварии. Самолет был неисправен, а экипаж не отдыхал достаточное время перед полетом. Но сенсацией стало другое.
Алексей Морозов, председатель Технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию причин катастрофы самолета "Боинг-737" в Перми: "Судебно-медицинской экспертизой, результаты которой представлены в комиссию, установлен факт наличия этилового алкоголя в организме командира перед смертью".
Означает ли это, что экипаж был пьян? И какая связь между наличием алкоголя и тем, что командир заблудился в облаках? Об этом вскоре расскажет транспортная прокуратура. А еще недавно представители Росавиации саму версию о нетрезвом пилоте считали возмутительной. Заявление за неделю до обнародования результатов расследования, 4 февраля 2009:
Владимир Черток, заместитель главы Росавиации: "Вы прекрасно знаете, что ни один летчик не может войти на борт предполетного судна, если не прошел медосмотр. И я вам гарантию даю, что ни один летчик не является самоубийцей".
Летчиков-самоубийц в интернете можно найти десятки. То, что снимали на видео пассажиры, иногда сам экипаж. Летчиков-самоубийц видела своими глазами фельдшер аэропорта Анапы, Любовь Тютюгина. Она лично сняла с рейса двоих: командира и штурмана.
Любовь Тютюгина, фельдшер аэропорта Анапы: "Запах алкоголя был на расстоянии, они даже неадекватно вели себя".
В журнале происшествий этот случай зафиксирован полтора года назад. Экипаж был сильно пьян, но рвался в небо. По совпадению, это была авиакомпания "Аэрофлот-Норд", та же авиакомпания, чей "Боинг" разбился в Перми.
Перед камерой любой российский аэропорт покажет предполетную подготовку "на высоте". Якобы медосмотр невозможно обойти. Но случай в Шереметьево накануне нового, 2009 года показал обратное. Командир рейса Москва-Нью-Йорк Аэрофлота Александр Чеплевский с трудом выговаривал слова по радиосвязи. Телеведущая Ксения Собчак в этот момент пристегивала ремень безопасности.
Ксения Собчак, телеведущая: "Погода в Нью-Йорке нормальная, все наааармальна! После чего пассажиры стали переглядываться. И не знали, то ли смеяться, то ли плакать. Наверное, начали бы смеяться, если б до взлета не оставались считанные секунды".
Пассажиры рейса потребовали, чтобы пилот вышел в салон. Но тот отказался. Тогда все просто встали, отстегнулись от своих кресел и отказались лететь.
Ксения Собчак, телеведущая: "Абсолютно немая сцена, весь самолет стоит. Все смотрят, когда же он выйдет, и в конце он действительно выходит. И тут сомнений ни у кого не остается, потому что его шатает".
Пилота Александра Чеплевского пассажиры даже сняли на мобильный телефон. Очень коротко, потому, что представитель Аэрофлота требует удалить запись.
Милицию тогда все-таки не вызывали, а пилотов заменили. Позже компания официально заявит, что у пилота было повышено давление, а у пассажиров случился массовый психоз из-за боязни летать.
Но неофициально в аэропорту будут говорить о том, что у накануне у Александра Чеплевского был день рожденья и ему не дали отгул. А сожалеть будут лишь о том, что пьяный пилот заговорил в микрофон.
Современный лайнер можно посадить даже в условиях нулевой видимости. Автопилот не перепутает, где право, а где лево. Вот и получается, что чем лучше самолет, тем меньше ответственность пилота. Когда за командира воздушного судна все делает автомат, легко привыкнуть и расслабиться.
Авария в Перми не случилась бы, если исключить хотя бы одну из многих причин катастрофы. Например, не работавший автопилот.
Но член правления Всемирного фонда безопасности полетов Валерий Шелковников уверен, что крушение ― не случайность. Ему предшествовали множество мелких нарушений техники безопасности, которые авиакомпания не расследовала, а замалчивала.
Валерий Шелковников, член правления Всемирного фонда безопасности полетов: "Надо постоянно отслеживать цепь повторяющихся событий, внешне не связанных друг с другом. Любой руководитель обязан требовать, чтобы ему докладывали, где назревает беда".
Кого можно было бы поздравить на этой неделе, так это диспетчера аэропорта Перми, Ирека Бикбоева. Оказывается, он был ни в чем не виноват. Только вот поздравлять, похоже, некого. Где скрывается невиновный, как выяснилось, диспетчер, до сих пор неизвестно. Но соседи надеются, что скоро он вернется домой.

