Самая неординарная балерина планеты приехала в Москву
В России завершились выступления известных французских танцовщиков Сильви Гиллем и Жозефа Наджа. В постановках обоих артистов, которые были представлены в Москве в рамках Чеховского фестиваля, звучат японские мотивы.
Гиллем посвятила программу одноактных балетов "За шесть тысяч миль" - жертвам разрушительного цунами. Надж, в свою очередь, обратился к трудам древних мыслителей Страны Восходящего солнца и попытался соединить принципы медитации и противоположные им реалии современности.
Ее прозвали "грандиозная Сильвии" то ли за невероятный талант, то ли за дерзкий характер. Самая неординарная балерина планеты Сильви Гиллем снова в Москве. На этот раз - со спектаклем "За 6000 миль". Он состоит из 3 частей, одна из которых называется "Прощай". Однако прощаться со сценой 48-летняя прима пока не собирается.
"Люди почему-то относятся к прощанию, как к чему-то негативному. Да, что-то останется в прошлом, но ведь все развивается, движется вперед, и я тоже", - считает балерина Сильви Гиллем.
Гиллем приезжала в Москву дважды: в 2009 году с балетом Рассела Малифанта, затем - с "Эоннагатой" Робера Лепажа. В этот раз ей удалось соединить сразу трех величайших хореографов. Первый - Иржи Килиан. Его страстная постановка сразу же задает тон всему спектаклю. Дальше на сцене появится сама Сильви. Гибкая, строгая, неотразимая, именно такой привыкли видеть ее зрители. Придумывая эти четкие движения, легендарный Уильям Форсайт, явно ностальгировал по тому времени, когда его творческий союз с Гиллем заставил трепетать весь балетный мир.
"Работать с Форсайтом - всегда вызов, в первую очередь, это безумно тяжело физически. Совсем по-другому - с Матсом Эком, он заставляет больше думать над персонажем", - рассказывает балерина Сильви Гиллем.
Хореограф Матс Эк всегда любил рассказывать жизненные истории. Языком танца, конечно. В соло "Прощай" под его чутким руководством, Гиллем ненадолго расстается с природной грацией, чтобы увидеть уже, как драматическая актриса перевоплотится в свою неуклюжую героиню, одинокую, потерянную, но полную надежды. Чем не балетное чудо?
Свой спектакль Сильви Гиллем посвятила стране восходящего солнца. Правда это отражается лишь в названии. 6000 миль - это расстояние от Лондона, где 2 года назад состоялась премьера, до Токио, любимого города прима-балерины.
Вообще японские мотивы на Чеховском фестивале в 2013 году сплошь и рядом. Мастер современного танца Жозеф Надж не только назвал свой спектакль по-японски - "Шу-Бу-Ген-Зу" - каждым придуманным им движением он признается этой стране в любви. На вопрос, почему она так привлекает французских артистов, Надж отвечает вполне конкретно.
"Все дело в восточной философии. Для меня это форма абсолютной свободы, именно поэтому весь спектакль у нас построен на импровизации, причем как танцевальной, так и музыкальной", - объясняет танцовщик, хореограф Жозеф Надж.
Импровизировать в танце Наджу помогает его партнерша - Сесиль Луайе. Сначала она словно служит ему в образе гейши, потом вместе с ним пытается убежать от современной реальности.
"Это рассказ о том, что такое время, о том как велика пропасть между прошлым и современностью, и как иногда от этого страдает человек", - подчеркивает танцовщица Сесиль Луайе.
"Шу-Бу-Ген-Зу", по словам Наджа, самый необычный из его спектаклей. Он словно пытается погрузить зрителей в один из своих безумных снов. И, судя по бурным аплодисментам, у него это получается. В партере можно увидеть и Сильви Гиллем, она, конечно же, пришла, чтобы в очередной раз посмотреть на артиста, который также, как и она, обладает редким даром не просто красиво двигаться, а танцевать музыку, проживая на сцене целую жизнь.