Рассказы о том, как встречали 9 мая 1945 года в Берлине
Пригород Берлина 8 мая 22:43 по центрально-европейскому времени - миг, которого ждало человечество. Акт о безоговорочной капитуляции подписан - всю ночь в городе не смолкали залпы - бойцы Красной армии салютовали в честь великой Победы. Сегодня в нашей рубрике "Завтра был мир" рассказы о том, как ликовал Берлин.
Съемку исторического события в ночь с 8 на 9 мая 1945 года вели три советских оператора. Им помогал ещё один - фронтовой хроникер Борис Соколов. Как объясняет Борис Александрович, взяли его в качестве осветителя. Так волею судеб о победе он узнал одним из первых.
"Это подписание о капитуляции произошло после двенадцати. После того как вывели делегацию, которая подписала, Кейтеля вывели, началась уже совсем другая обстановка, поздравления. Нас сразу же попросили удалиться, чтобы не мешать. Таким образом, что было дальше в этой комнате, я не знаю. Мы удалились с целью готовить материал к отправке в Москву", - рассказывает Борис Соколов.
9 мая весть об окончании войны в самом городе разлетелась мгновенно. Победу в Берлине встретил и пехотинец Григорий Никоноров. Он вспоминает, что уже к утру все бойцы знали о долгожданной капитуляции во всех подробностях.
"По радио нам объявляли, и тут же политработники все ходили прямо и всем объявляли. Радостное было ощущение, мы с гордостью ходили по улицам Берлина. Вот мы дошли до Берлина, в самом центре ходим!" - вспоминает Григорий Никаноров.
"Началась неимоверная стрельба вверх, салютовали тому, что в конце-то концов война закончилась, и что мы победили, и что остались живы", - рассказывает Аркадий Бляхер.
На самом деле этого известия, объясняет артиллерист Аркадий Бляхер, в городе ждали уже не первый день. Бои в Берлине закончились ещё 2 мая. И дальше оставалось только подписание капитуляции. Финальная точка, которую поставили 9 мая.
"И вот эта картина особенно ярко мне запомнились - в знак капитуляции во всех окнах простыни белые", - вспоминает Аркадий Бляхер.
"Все радовались, обнимались, танцевали. У нас нашлись любители танцев, в нашей роте не было гармони, но в первой стрелковой роте был баян, и хорошо играл на баяне. И он как заиграет на баяне, сразу образуется круг, находятся танцоры, выбивают чечетку. В обед все кричат: "Старшина, а где же наши фронтовые 100 грамм?" Он говорит: "Будет, будет". Но в обед нам не дали, но на ужин дали", - рассказывает Григорий Никаноров.
Победу отмечали весь день. Город в буквальном смысле захлестнула волна ликования. Под вечер, вспоминают фронтовики, в Берлине, был праздничный салют. Десятки залпов в честь окончания войны, которая тогда на самом деле еще не закончилась. И многим уже на следующий день пришлось вновь взять в руки оружие. Но психологически рубеж был пройден именно 9 мая - в первый день без войны.
"Для меня это было очень радостно, такое состояние, что кончились муки народа, кончилась война. К сожалению, я ошибся, конечно, война продолжалась и в дальнейшем я еще был после Германии, я участвовал в съемках в войне на Дальнем Востоке, против японско-квантонской армии, но в тот момент это был для меня самый радостный день, 9 мая, День Победы, который остался в моей памяти, запечатлелся, по-моему, навечно. До конца моих дней!!!!" - говорит Борис Соколов.

