В Музее Москвы открылась масштабная выставка памяти Юрия Любимова
Не просто выставка - захватывающее путешествие в мир Юрия Любимова. В Музее Москвы открылась масштабная экспозиция, посвященная легендарному режиссеру. В этом году исполняется 100 лет со дня его рождения.
Зрителей ждет полное погружение в творчество великого мастера, прошлое оживает в мельчайших деталях. Организаторы сделали ставку на интерактив, так что театральная магия в музейных стенах - завораживает.
Бубны, балалайки, матросы и революционерки. Гостей выставки к 100-летию Юрия Любимова встречают так, как 30 лет назад зрителей Таганки на премьере спектакля "10 дней, которые потрясли мир". Режиссер, рожденный в 1917 году, перевернул представления о театре, взбудоражил умы и тронул сердца нескольких поколений.
«Если человек очень хочет быть полезным своей стране, в которой он родился, он может добиться этого даже вопреки», - говорит куратор выставки, вдова Юрия Любимова Каталин Любимова.
В подтверждение — вся жизнь мастера — почти век. Самая противоречивая эпоха в истории страны, трагедии и надежды которой, он проживал лично, а потом переосмысливал это на сцене. Его безмолвные помощники — любимая чайная чашка и знаменитый фонарик, которым режиссер из темноты зрительного зала, словно дирижер палочкой, управлял игрой актеров — тоже представлены на выставке. Но погрузиться в мир Любимова кураторы предлагают через его спектакли.
«Человек может подойти - и у нас срабатывает целая история с частушками, с растяжками, а из спектакля «10 дней, которые потрясли мир», зритель может померить маску», - рассказывает художник Алексей Трегубов.
Маг света и тени, темпа и движения. Любимов первым окрасил ими эмоции на сцене, сделав излишними грим и пышные декорации. Вместо них — лаконичные, но емкие метафоры. Сценографию лучших спектаклей воссоздали на выставке. И в каждой комнате — своя загадка.
Телефон мастера в рабочем состоянии, стоит снять трубку - и слышишь голос самого режиссера. И даже за неприметными дверями — открытие: свет софитов и театральная сцена, чтобы каждый зритель почувствовал себя участником это увлекательного зрелища или частью эксперимента. Вязаный занавес из «Гамлета» только на первый взгляд мягкий и безобидный.
«Здесь мне важно было передать ощущение давления на зрителя, чтобы он почувствовал, как занавес толкает к могиле Ерика», - рассказывает Алексей Трегубов.
"Гамлет" Любимова вошел в мировую историю театра. Советские критики ругали Любимова: нельзя сделать датским принцем «оборванца» Высоцкого. А он сыграл его 317 раз и каждый — как в последний. А когда актера не стало, режиссер закрыл и спектакль.
«Любил он Высоцкого не только за талант, потому что он сразу понял, что он не только актер, более того, он поэт, который чувствует силу слова, но он был прекрасным человеком», - рассказывает Каталин Любимова.
Поэтому, несмотря на запрет властей, Любимов открыл двери театра в день похорон Высоцкого, чтобы люди простились с ним по-человечески, за что потом поплатился изгнанием из страны. Этой несанкционированной народной любви посвятили на выставке отдельный зал, чтобы каждый прошел этот путь через заграждения в двери театра.
«Он был человеком поиска и поступка, что главное, и в искусстве, и в жизни, это настолько уникально», - отмечает Александр Ширвиндт.
Зрителям этой выставки после встречи с гением Любимова, предлагают тоже оставить послание. По примеру тех, что заполнили стены его кабинета в театре на Таганке — от известных людей со всего мира, но прежде всего друзей. Некоторые уже оставили свои пожелания. Каталин Любимова сделала это первой - напутствие деда Юрию Петровичу, которому режиссер следовал конца жизни.
«Ты делай свое дело, а там — будь, что будет! То есть делай свое дело честно, с полной отдачей и совестно, тогда все будет хорошо», - объясняет вдова режиссера.