В Москве открылась выставка работ скульптора-экспериментатора Константина Бранкузи
Секреты великого новатора и экспериментатора, одного из основателей жанра абстрактной скульптуры Константина Бранкузи смогут в эти дни разгадать москвичи. В Мультимедиа Арт Музее открывается выставка его работ, и это будет первая экспозиция, представленная в России в таком объеме. Большую коллекцию привезли из парижского Центра Помпиду, которому скульптор завещал свою мастерскую. Ученик Родена, Бранкузи стал символом модернистского подхода, он применял его также в рисунке и фотографии.
У него было свой особый взгляд на застенчивость, или на начало мира — хрупкое яйцо, вписанное в бесконечность. Глядя на эту работу сложно представить, что перед тобой — портрет женщины.
Выставка-поиск — так кураторы называют экспозицию. Здесь не только скульптуры Константина Бранкузи, но и его фотографии. Мастер снимал свои произведения, и эти кадры, как подсказки, помогают понять идею автора.
Для экстравагантного французского скульптора румынского происхождения, помощника Родена, важно все: свет, экспозиция, фокус. С первого взгляда, например, на эти три фотографии, трудно сказать, что это — снимки одной и той же скульптуры.
«Мы видим, как он может недоэкспонировать, как он может дать абсолютно идеальную печать, мы видим, как он может увести вообще скульптуру и вообще оставить только блики света», - говорит куратор выставки, директор МАММ Ольга Свиблов.
Новатор и экспериментатор, из работы в работу он доказывает: искусство — это метаморфозы, и эти изменения позволяют его скульптурам жить своей особой жизнью, приобретая все новые смыслы. Один из главных, конечно, красота — в простоте. Яркий пример — бронзовая «Спящая муза».
«Эта форма, она абсолютно природная. Вы можете вспомнить гальку, просто гальку, морскую, речную, греческие скульптуры. Форма яйца - мы будем встречать ее в разных работах Бранкузи, он каждый раз находит к этой форме новый подход.02:00 глубина, она возникает не от сложности, она возникает от того, что мы очистили все ненужное, и именно это и умел делать Бранкузи», - говорит Ольга Свиблова.
В таком количестве работы Бранкузи покинули родной центр Помпиду в Париже в первый раз. Французам понравилась идея московского Мультимедиа Арт Музея показать феномен Бранкузи во всех его ипостасях: в скульптурах, фотографиях, видеозаписях и рисунках.
«Впервые у нас получилась, можно сказать, на современный манер, мультимедийная выставка работ Бранкузи, здесь все виды его работ представлены, чтобы посетители могли понять, насколько он современный автор», - говорит куратор Центра Помпиду Жюли Джонс.
На одном из эскизов мастер карандашом записал свои мысли, и эта фраза звучит как эпиграф если не ко всем его работам, то к выставке точно: «Мы все одинаковы, нас разделяет лишь разное видение».