Художник и скульптор Михаил Шемякин отмечает 75-летие
Сегодня день рождения у знаменитого художника и скульптора Михаила Шемякина. Он родился в Москве 75 лет назад, его детство прошло в ГДР, потом Шемякин учился в Ленинграде, а после уехал жить во Францию. Творчество мастера было под запретом в советское время. На родину выставки его работ вернулись не так давно. Тем не менее, Шемякин оставил большой след именно в русском искусстве.
Размытые тени на стене Большого или пятна под ногами превратятся в новые сказочные картины и образы. Ведь Михаил Шемякин создает их по методу самого Леонардо да Винчи, выискивая в, казалось бы, неприглядном и незаметном те миры, которые не в состоянии родить фантазия.
«Ночью я хожу, фотографирую, прохожу 15 километров по ночному Парижу и снимаю растоптанные бумажки. Или там собачка пописала... И вдруг я вижу тощую фигуру Маяковского или Хармса, который вышагивает!» – рассказывает Михаил Шемякин.
Черные балетные пачки родились после того, как он увидел кружение снежинок в свете ночных фонарей и придумал заново все чарующие и пугающие образы. Его «Щелкунчик» вовсе не похож на детский сладкий утренник. Впрочем, часто этот его талант — мыслить не как все — многих настораживает. Лежа как-то в больничной палате, Михаил Шемякин вдруг начал всматриваться в экран выключенного телевизора.
«И я просто вдруг представил, что это мастерская Рембрандта. Приходили какие-то медсестры... Поскольку все было деформировано, как здесь, мое воображение дорисовывало. Вдруг вбегает санитар: знаете, здесь немножко забеспокоились больные, потому что вы напряженно смотрите в пустой экран!» – смеется Михаил Шемякин.
Иллюстрации к «Преступлению и наказанию» ленинградский музей Достоевского отказался принимать даже в дар, хотя потом в изгнании их купят за 600 тысяч долларов. Самого же Шемякина сначала выгнали из училища, а потом и вовсе упекли в спецклинику для душевнобольных. Пичкали лекарствами и слепили ярким светом – пытались вытравить любовь к западным художникам.
Михаил Шемякин, художник, скульптор Человек сидел и читал, и он вместо Пикассо, говорил «Пыкассо, Ван Гох»... Одним словом, я понимал, и это немножко было смешно, это меня спасало от этого ужаса, который может произойти», – вспоминает художник.
Песню «Ошибка вышла» Высоцкий написал, потрясенный рассказом Шемякина. А потом посвятил другу еще несколько. Сам Шемякин понимал: этот хриплый голос должен остаться, и записывал Высоцкого в своей парижской студии. В разгар афганской войны он воспользовался американским паспортом и вместе с женой Сарой поехал на переговоры к моджахедам и вызволил наших пленных. И помогал им потом.
«Протезы жуткие, натирают в кровь... Поэтому ребята прилетали ко мне, я делал им американские протезы, потом, коляски, разные, вообще, вещи. Ребята, в общем, вернулись из Афганистана никому не нужные», – рассказывает художник.
Про свой образ он говорит: кепка с козырьком защищает глаза от яркого света, сапоги — это чтобы не покусали змеи в загородных поместьях, а в бесчисленных карманах — всегда краски, кисти и томик стихов Бродского, которого хорошо знал.
«Звезда смотрела в пещеру, и это был взгляд отца…» Это так сказано вообще, как не говорил никто! И это сказал великий Бродский. А меня спрашивают, был ли он верующим», – говорит Михаил Шемякин.
Памятники Петру, жертвам репрессий и терактов, людским порокам и другу Высоцкому. Кажется, он старается отдать России все то, что не мог долгие годы — весь свой талант. Это эскизы к его будущей книге о давно забытых, но, остроумных и смешных русских словах и выражениях. А своим студентам Шемякин говорит: все шедевры уже давно создали люди или жизнь. Главное, разглядите в них свое.
Сегодня вечером на Первом — документальный фильм о жизни мастера "Михаил Шемякин. Потом — значит, никогда". Премьера в 23:30.