В столице открылась выставка «Матвей Казаков и допожарная Москва»
Переплетение стилей и свой, особенный взгляд на Москву. В столице проходит выставка, которая посвящена неповторимой архитектуре города и человеку, который создавал этот облик. Матвей Казаков и его «допожарная Москва». Экспозиция приурочена к 280-летию со дня рождения зодчего.
Детально рассмотреть Москву, которой больше нет. Уникальные серии рисунков, графика и гравюры ведущего архитектора столицы конца XVIII века Матвея Казакова на первой за 40 лет выставке. Запечатленный город до пожара 1812 года сегодня позволяет представить, что мы утратили и что обрели.
«К сожалению, только эти акварели и чертежи дают нам представление об этом фасаде, в 1812 году после пожара университет сгорел», — рассказывает куратор выставки «Матвей Казаков и допожарная Москва» Зоя Золотницкая.
Искусно выписанные рисунки и чертежи превращались в торжественные и строгие галереи и дворцы. На выставке — собрание ведущих музеев страны. Организаторы решили показать, в каких условиях работал мастер и как его, казаковская Москва не сразу строилась.
В отличие, например, от зодчих Петербурга, которые выстроили город на пустом месте, Матвей Казаков изменял облик уже существующих древних кварталов Москвы с плотной деревянной застройкой. Величественные здания с колоннами и фронтонами задали новый архитектурный стиль на долгие годы вперед.
«Структура города до пожара была абсолютно деревенской, система посадов и дворцов между ними, и Казаков и архитекторы его круга пытались сделать из этого европейский город. Эти люди во многом предопределили развитие нашего города как минимум до эпохи развитого капитализма», — рассказывает директор музея архитектуры имени Алексея Щусева Елизавета Лихачева.
От деревянного хаоса к благородной красоте и спокойному величию. Черта творческого стиля Казакова — сочетание классической и древнерусской архитектуры. Усадьбы Барышникова, Демидова, Губина или проект Петровского путевого дворца — резиденция для отдыха знатных особ после утомительной дороги из Петербурга в Москву. Практически к каждому сооружению мастер предлагал несколько вариантов исполнения.
Зодчий спроектировал и построил около ста уникальных зданий. Практически все они были уничтожены в московском пожаре. Узнав об этом, мастер скончался.