Российской деловой газете «Ведомости» исполнилось 20 лет
Газета, с которой начинают утро бизнесмены и политики. Одному из самых авторитетных деловых изданий России исполнилось 20 лет. За эти годы «Ведомости» вышли в интернет, появилось мобильное приложение, но главные принципы остались неизменными – только проверенные факты о самых актуальных экономических и политических событиях.
Это пращур Федя, он ровесник «Ведомостей», ему 20 лет. Он лежит на полке в шкафу дизайнерского отдела, символизируя, что и у этого делового, солидного, консервативного, в хорошем смысле этого слова, издания есть-таки свои скелеты в шкафу, каждый может подойти и потрогать. Корреспондент подошел и потрогал: картон и бумага, ничего страшного.
Отмечать 20-летие в редакции решили спустя десять дней, хотя днем рождения считается 7 сентября: в 1999 был напечатан самый первый номер. В 2019 празднование отложили по объективным причинам, как это часто бывает у журналистов, – ведь 7 сентября праздновался день рождения Москвы, затем Единый день голосования, в общем, много было работы.
Прихлебывая чай из огромной кружки, главный редактор «Ведомостей» Илья Булавинов рассказывает: праздновать к «акулам пера» приходят гости, многие из которых даже и не обижаются, когда их самих называют «акулами» – бизнесмены и чиновники топ-уровня.
«Сегодня мы будем сплачиваться в Парке Горького, у нас празднование 20-летия, с гостями будем сплачиваться там. Три тысячи приглашенных. У нас приглашены все сотрудники: как бывшие, так и действующие "Ведомостей" за все 20 лет», – рассказывает Илья Булавинов, главный редактор газеты «Ведомости».
«Ведомости» создавали буквально на сломе эпох в 1999, когда от экономики «лихих 90-х», вот главред показывает один из бизнес-аргументов того времени – бейсбольную биту, необходимо было переходить к экономике цивилизованной, где информация и репутация имеют решающее значение. Делали газету по опыту двух самых лучших в мире на тот момент изданий – The Wall Street Journal и Financial Times. Главным же «родителем» ее называют голландца Дерка Сауэра, который, вопреки всему, после дефолта 1998 года сделал ставку на изменения к лучшему, в том числе и на рынке медиа.
«С появлением "Ведомостей" деловое сообщество наконец-то получит независимую и объективную информацию», – рассказывал Дерк Сауэр, основатель компании Independent Media.
Сейчас в газете уже нет ее бывших акционеров, однако традиции остались неизменными – деловой, сдержанный стиль, перепроверка информации даже не в двух, а в пяти и больше источниках информации. В каких-то газетах делают ставку на скорость появления новости или ее скандальность, а здесь главная ставка на точность.
«Мы не поддерживаем ни власть, ни оппозицию, мы не работаем ни на чиновников, ни на бизнесменов, в любом конфликте мы предоставляем слово обеим сторонам, и за это нас не любят», – говорит Илья Булавинов.
Любят не любят, но читают, а это же едва ли самый верный признак любви. Сейчас «Ведомости» не только газета тиражом в 60 тысяч экземпляров, это еще и сайт с десятью миллионами посетителей в месяц, это мобильное приложение в смартфонах, где тоже уникальная бизнес-информация. Подписку на эту информацию еще и покупают, такова редакционная политика: если нужны не скандалы, интриги, расследования, а именно информация.
За 20 лет «Ведомости» наработали и постоянный круг читателей и прекрасную репутацию. О музее пока всерьез здесь не думают, хотя один экспонат для него точно есть: «газетомат» не продал ни одной газеты, хотя, как предполагалась в 1999, именно так, отдельно от других изданий, газету станут продавать. Теперь она есть на электронных носителях, а этот «газетомат» остался в память о времени, когда и сама деловая газета в России считалась не более чем смелым экспериментом.
«Будем надеяться, что это единственный бизнес-проект, который за 20 лет не удался "Ведомостям"», – говорит генеральный директор газеты «Ведомости» Глеб Прозоров.