Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
12 мая 2020, 12:14

Еврейский музей показал Берлин 45-го в уникальной онлайн-выставке

И еще о тех, кто стал свидетелями того страшного времени и запечатлел его для будущих поколений. Каким был Берлин на исходе войны, уникальная онлайн-выставка, подготовленная Еврейским музеем Москвы. В широком доступе хроника Победы глазами легендарных фронтовых операторов и фотографов.

«Знамя Победы на Рейхстагом водружено». Эти кадры у нас уже где-то на подкорке. Момент абсолютного триумфа. Мы видим его глазами сразу нескольких советских кинооператоров. И одним из них был Илья Аронс.

– Он был приписан к 47-й армии 1-го Белорусского фронта, и он вместе с этой армией проходил, освобождал всю Европу, Польшу, Восточную Пруссию. И вместе с этой армией он вошел в Берлин, – рассказывает Елена Якович, куратор выставки «Неизвестный Берлин, май 1945».

Одним из первых он вбежал в здание Рейхсканцелярии, там находились личные апартаменты Гитлера. Но какого же было разочарование Аронса, когда сфотографировать ничего не получилось, внутри было слишком темно. Эти кадры сделаны уже позже. Зато остались вот эти снимки, с посланием жене: «Потом мы прошли уже сотни немецких городов. Но первые шаги и эта надпись останутся в памяти навсегда. Смотри, дорогая моя, на это фото и постарайся понять наши чувства».

Кураторы выставки «Неизвестный Берлин» предлагают нам увидеть те дни через фотографии, которые военные операторы делали не для официальной хроники, а для себя. Вот Аронс поймал закуривающего маршала Рокоссовского. Здесь, за модными темными очками так сразу и не узнаешь поэта Константина Симонова. А это операторы союзнических стран ждут подписания акта о капитуляции. Сейчас они расслаблены и в приподнятом настроении. Но вот, что, по воспоминаниям одного из участников, творилось внутри: «Вот тут-то и началась безумная свалка фотографов и кинооператоров. Все ринулись к столу президиума, как одержимые, отталкивая друг друга локтями, громоздясь на столы и стулья, забывая о приличии. Одна мысль, одно чувство, снимать, снимать, чего бы это ни стоило, любой ценой, но только снимать!».

А вы заметили, как удачно на фотографиях получился сам Аронс? Секрет прост. Их делал лучший друг. Евгений Халдей, автор легендарного снимка «Знамя Победы над Рейхстагом».

– Когда они вместе с Аронсом поехали куда-то профессионально фотографировать Эренбурга, тот без конца щелкал, а Халдей ему сказал, чего ты щелкаешь? Вот сейчас он выйдет давать автограф, и мы его снимем в окружении читателей. Ты ж не кино делаешь, – продолжает Елена Якович, куратор выставки «Неизвестный Берлин, май 1945».

Рука киношника видна сразу. Вот, например, серия фотографий уличного кафе, словно раскадровка будущего фильма.

– Наши историки заметили какие-то приметы времени, то есть там портье, пожилой мужчина, то есть все молодые люди уже погибли на войне, их не осталось в живых. Там вместо пива в стаканах скорее всего эрзац-кофе, потому что пива в это время еще не было, – рассказывает Лия Чечик, куратор выставки «Неизвестный Берлин, май 1945».

Кураторы выставки собирали образ Берлина как пазл. И если до этого мы смотрели на город через объектив опытного фронтового оператора, то вот взгляд 20-летнего парня, первокурсника ВГИКа Валерия Гинзбурга.

– В этих кадрах виднеется уже художественный взгляд, потому что Гинзбург не документалист, он будущий замечательный оператор художественного кино, который снимал, был оператором Василия Шукшина, который вместе с Аскольдовым снимал «Комиссар», – продолжает Лия Чечик.

А пока, в мае 45-го вгиковцев отправили в Берлин отобрать и привезти в СССР немецкую кинотехнику. В свободное время Гинзбург гулял по разрушенному городу с фотоаппаратом. Он словно запечатлел падение древней империи. Даже родственники в напечатанном виде эти фотографии увидели совсем недавно.

– Это были негативы, мы их не печатали. Он хотел, чтобы эти фотографии люди увидели. Так что я, в общем, выполняю его волю, – делится Нина Крейтнер, падчерица Валерия Гинзбурга.

С этого дня часть выставки можно увидеть онлайн на сайте Еврейского музея. А когда режим самоизоляции закончится, организаторы обещают показать все эти фотографии в живую.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей