В Петербурге открылась выставка, посвященная кинорежиссеру Алексею Герману
Один из главных авторов «ленинградской школы», он создавал шедевры, где каждый кадр как произведение искусства, с глубинным пониманием жизни, эпохи. Сюжет выставки сфокусирован на фильме «Мой друг Иван Лапшин» — картине, которую когда-то постановили закрыть, и которая стала одним из символов нашего кино. Экспозицию приурочили к выходу уникального издания о жизни и творчестве мастера. Большое исследование с семейными фотографиями и воспоминаниями самого режиссера как благодарность за его работы и признание в любви.
И в трещинах старой кожи плаща начальника уголовного розыска, и в фотографиях, что мелькали за его спиной — ничего случайного в фильмах Алексея Германа никогда не было. Чтобы зритель не просто разглядел — почувствовал эпоху. Каждый его кадр словно полотно, сотканное из чего-то очень личного.
Тут его печатная машинка, а в ящике стола — архивные записи сценарного дела. Рядом, казалось бы, неприметный фотоальбом, но таким Алексея Германа мало, кто видел. Это семейный архив. Уголок квартиры режиссера, заглянуть в который можно прямо из фойе Ленфильма. Здесь он творил то, что потом станет классикой советского кино.
«Этот человек внес такую ноту достоверности и правды в наше кино, после которой трудно что-то снять с таким же откровенным и глубоким пониманием жизни», — отмечает киновед, режиссер д/ф «Герман. По ту сторону камеры» Александр Поздняков.
Слишком глубоко, слишком реалистично. На полку в свое время легли и «Проверка на дорогах», и «Мой друг Иван Лапшин». Снять этот фильм Алексей Герман пытался еще в 1970 году. Сначала не утверждали сценарий, потом не давали разрешения на постановку.
Съемки завершились только в 1982 году, и худсовет студии работу Алексея Германа одобрил единогласно, но в Госкино сначала потребовали внести некоторые изменения в фильм, а потом и вовсе закрыли его. Вот как раз приказ того времени: «Дальнейшие работы прекратить, затраты отнести на убытки киностудии». Чиновники посчитали, что образ эпохи 30-х получился слишком мрачным.
Выставка лишь глава, которая будто сошла на время со страниц большой и очень глубокой книги. «Герман» — это воспоминания и самого режиссера, и ведущих киноведов. Фундаментальное исследование, которое составила Любовь Аркус. Основательница кинематографического журнала «Сеанс». Книга — это и признание в любви, и тоска по учителю и другу.
«Так получилось, что мы прожили вместе жизнь рядом, в буквальном смысле, потому что не только работали на одной студии, но и жили вместе в совершенно опустевшем и заброшенном доме творчества. Я думала об этой книге очень много лет, еще когда был жив Алексей Юрьевич. Могу сказать, что авторы, которым я заказывала тексты, они самые лучшие с моей точки зрения на сегодня», — рассказала режиссер, редактор-составитель книги «Герман» Любовь Аркус.
В этом издании собраны не только воспоминания, но и архивные документы, фотографии. Большая часть публикуется впервые.
«Очень важно, что книга открывает моего отца, мою семью, их быт в той плоскости, о которой многие не знали. Это дает какой-то объем и мне, кажется, это заслуга книги», — говорит Алексей Герман, сын Алексея Германа.
К выходу книги на киностудии хотели показать первый вариант фильма «Мой друг Иван Лапшин». Таким, каким его задумал Алексей Герман, а не цензура Госкино. Те, кому удалось увидеть режиссерскую версию тогда в 80е, говорили, что это невероятно пронзительный фильм. Но сейчас материалы в архиве найти так и не смогли. Возможно, они просто затерялись, и когда-нибудь все же дождутся своего зрителя.