Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
5 марта 2021, 15:16

В Петербурге открылась выставка, посвященная кинорежиссеру Алексею Герману

Один из главных авторов «ленинградской школы», он создавал шедевры, где каждый кадр как произведение искусства, с глубинным пониманием жизни, эпохи. Сюжет выставки сфокусирован на фильме «Мой друг Иван Лапшин» — картине, которую когда-то постановили закрыть, и которая стала одним из символов нашего кино. Экспозицию приурочили к выходу уникального издания о жизни и творчестве мастера. Большое исследование с семейными фотографиями и воспоминаниями самого режиссера как благодарность за его работы и признание в любви.

И в трещинах старой кожи плаща начальника уголовного розыска, и в фотографиях, что мелькали за его спиной — ничего случайного в фильмах Алексея Германа никогда не было. Чтобы зритель не просто разглядел — почувствовал эпоху. Каждый его кадр словно полотно, сотканное из чего-то очень личного.

Тут его печатная машинка, а в ящике стола — архивные записи сценарного дела. Рядом, казалось бы, неприметный фотоальбом, но таким Алексея Германа мало, кто видел. Это семейный архив. Уголок квартиры режиссера, заглянуть в который можно прямо из фойе Ленфильма. Здесь он творил то, что потом станет классикой советского кино.

«Этот человек внес такую ноту достоверности и правды в наше кино, после которой трудно что-то снять с таким же откровенным и глубоким пониманием жизни», — отмечает киновед, режиссер д/ф «Герман. По ту сторону камеры» Александр Поздняков.

Слишком глубоко, слишком реалистично. На полку в свое время легли и «Проверка на дорогах», и «Мой друг Иван Лапшин». Снять этот фильм Алексей Герман пытался еще в 1970 году. Сначала не утверждали сценарий, потом не давали разрешения на постановку.

Съемки завершились только в 1982 году, и худсовет студии работу Алексея Германа одобрил единогласно, но в Госкино сначала потребовали внести некоторые изменения в фильм, а потом и вовсе закрыли его. Вот как раз приказ того времени: «Дальнейшие работы прекратить, затраты отнести на убытки киностудии». Чиновники посчитали, что образ эпохи 30-х получился слишком мрачным.

Выставка лишь глава, которая будто сошла на время со страниц большой и очень глубокой книги. «Герман» — это воспоминания и самого режиссера, и ведущих киноведов. Фундаментальное исследование, которое составила Любовь Аркус. Основательница кинематографического журнала «Сеанс». Книга — это и признание в любви, и тоска по учителю и другу.

«Так получилось, что мы прожили вместе жизнь рядом, в буквальном смысле, потому что не только работали на одной студии, но и жили вместе в совершенно опустевшем и заброшенном доме творчества. Я думала об этой книге очень много лет, еще когда был жив Алексей Юрьевич. Могу сказать, что авторы, которым я заказывала тексты, они самые лучшие с моей точки зрения на сегодня», — рассказала режиссер, редактор-составитель книги «Герман» Любовь Аркус.

В этом издании собраны не только воспоминания, но и архивные документы, фотографии. Большая часть публикуется впервые.

«Очень важно, что книга открывает моего отца, мою семью, их быт в той плоскости, о которой многие не знали. Это дает какой-то объем и мне, кажется, это заслуга книги», — говорит Алексей Герман, сын Алексея Германа.

К выходу книги на киностудии хотели показать первый вариант фильма «Мой друг Иван Лапшин». Таким, каким его задумал Алексей Герман, а не цензура Госкино. Те, кому удалось увидеть режиссерскую версию тогда в 80е, говорили, что это невероятно пронзительный фильм. Но сейчас материалы в архиве найти так и не смогли. Возможно, они просто затерялись, и когда-нибудь все же дождутся своего зрителя.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей