В филиале Русского музея в испанской Малаге открываются сразу три выставки
Знаменитый «Девятый вал» Айвазовского и еще почти две сотни живописных шедевров увидят в испанской Малаге. Уже шесть лет там существует филиал Русского музея, и из Петербурга привезли столько картин, что хватило на три выставки. Долгие месяцы из-за коронавируса прикоснуться к искусству испанцы не могли, и вот теперь долгожданный момент наступил.
Попадая на эту выставку, оказываешься будто на поле боя. Это «Война и мир» глазами наших художников — от раннехристианских икон до Второй мировой войны. Русский музей привез в Малагу более 180 работ.
«Мы даже чуть-чуть опаздываем с монтажом, потому что наши испанские сотрудники внимательнейшим образом рассматривают каждую картину. Их завораживает тематика — батальные сцены, исторические войны», — рассказывает директор издательско-выставочных программ Государственного Русского музея Йозеф Киблицкий.
Но все эти полотна не о пафосе войны. Художники, многие из которых писали прямо в окопах, совсем ее не романтизируют. Напротив, показывают, какое это великое горе. На их картинах сломанные судьбы и глаза матерей, полные ужаса.
«Война — это трагедия. Война — это кровь. Война — это погибшие. Как это, например, в картине замечательного художника Василия Верещагина, где есть маленькие работы. Одна называется "После неудачи", а другая — "После удачи". Но все равно обе картины о смерти, трагедии», — говорит заместитель директора Государственного Русского музея Евгения Петрова.
В испанском филиале Русского музея открываются сразу три выставки. За экспозицией «Война и мир» из соседнего зала наблюдает Лев Толстой. Помимо его портретов, здесь можно найти и совсем неожиданные вещи.
«Здесь письмо, которое написано 13-14-летним мальчиком, который жил в городе Малага. Он пишет, как он прекрасно относится к его литературным произведениям и как он хотел, чтобы Лев Николаевич посоветовал ему, как жить дальше», — рассказала заместитель директора Государственного Русского музея Евгения Петрова.
А это уже морские баталии. Война со стихией, в которой силы никогда не равны. Говорят, перед картинами Ивана Айвазовского робели даже опытные моряки. Надвигающаяся волна как символ неотвратимости и обреченности. Но любая буря у художника — это лишь испытание, причем иногда даже в библейском смысле.
«Это всемирный потоп. И, кроме моря, кроме этой стихии, с которой сталкиваются люди, здесь, конечно, потрясающе написаны эти массы людей. Опять у Айвазовского, как всегда, грань между жизнью и смертью, с тем, что он всегда рассчитывает на победу жизни над смертью», — рассказывает заместитель директора Государственного Русского музея Евгения Петрова.
Об этом и, пожалуй, одна из самых знаменитых картин художника — «Девятый вал». В Малаге ее увидят впервые. А ведь это полотно Айвазовский написал после того, как сам чуть не погиб во время бури в одном из испанских заливов.
«В музеях Малаги почти не найти картин Айвазовского, поэтому наши зрители не очень знакомы с его творчеством. И я думаю, на них это произведет ошеломляющий эффект. Мы живем у моря, но такой воды здесь еще не видели», — говорит директор филиала Государственного Русского музея в Малаге Хосе Мария Луна Агилар.
Последние три месяца Малага была закрыта из-за коронавируса. Сейчас местные музеи первыми во всей Испании открывают свои двери и, подобно Айзвазовскому, дарят зрителям надежду после сложного испытания.