Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
14 июня 2021, 12:13

Мэтру российского кино, режиссеру, народному артисту России Александру Сокурову исполняется 70 лет

Выдающийся режиссер, сценарист и новатор Александр Сокуров сегодня принимает поздравления. Ему 70. Так тонко, так чувственно, по-философски рассказать зрителю историю может только он. В каждом фильме Сокурова своя особая атмосфера. Алена Германова поздравила человека, без которого сложно представить и отечественный, и мировой кинематограф.

Его кино — отдельная вселенная, где каждый кадр соткан из метафор и образов. И интервью с Александром Сокуровым — это всегда тоже философия. Он по-другому просто не умеет. Эта долгая кинорежиссерская жизнь Александра Сокурова начиналась и продолжается на «Ленфильме». Как раз сейчас здесь реставрируют фильм «Молох», снятый еще на пленку в конце 90-х. Он стал первой частью большого киноромана, который Сокуров создавал десятилетиями.

Алена Германова: «Вы как-то признавались, что на самом деле не любите кино, считаете его не совершенным. До сих пор так думаете?»

«Конечно, не совершенное! Не совершенное еще и потому, что мы мало умеем, я имею в виду режиссеры, каждый раз проверяемся временем, проходит пять-шесть лет после того, как фильм появился, он уже часто стареет. Вообще, если кино заниматься, это чарующее занятие, на самом деле»,— отвечает Александр Сокуров.

Сокуров, как родитель, порой критикует кинематограф, но при этом буквально дышит своим детищем. А ведь кино он и не думал заниматься. Заканчивал исторический. Только потом пошел учиться на режиссера.

Его первая еще студенческая работа руководству института категорически не понравилась. Из-за якобы антисоветских настроений. «Одинокий голос человека» приказали уничтожить. Сокуров подменил пленку.

Пронзительная история возвращения к жизни красноармейца после Гражданской войны. Зритель ее все-таки увидел 10 лет спустя. Свои фильмы Сокуров долгие годы снимал в никуда. Их запрещали. И в какой-то момент друзья организуют выезд за границу. Но он решит остаться.

«Моя Родина там, где мой язык. Как угодно, вы можете быть православным на Северном полюсе где-то в Англии, в Америке, но русским вы можете быть только у себя на Родине, вот я русский», — говорит Александр Сокуров.

Как признание в любви к Родине — «Русский ковчег» Сокурова. До него так никто не снимал. Три века российской истории через залы Эрмитажа: одним планом, без единой монтажной склейки. Кем бы мы были без искусства, он потом рассуждал и в фильме «Франкофония».

Для Сокурова, кажется, вообще не существует границ. Он глубоко проникает в историю любой страны. Месяцами изучает архивы, чтобы снять на французском языке о Лувре во время оккупации нацистами, на японском об императоре Хирохито в последние дни Второй мировой. И, конечно, «Фауст» на языке Гете. За этот фильм он получит Золотого льва Венецианского фестиваля. Председатель жюри Даррен Аронофски тогда отметит: этот фильм меняет жизнь каждого зрителя.

Декорации для фильма тогда построили под Прагой. Сокуров скрупулезно воссоздавал атмосферу века, в котором писал свои произведения Гете. Для вскрытия человеческой сути, порой пугающей, режиссер каждый раз создает новый инструмент, новую оптику. Но всегда подчеркивает: техника вторична, она лишь помогает актерам стать невероятно глубокими.

На вопрос, о чем еще мечтаете снять, Александр Сокуров отвечает: «Я хотел бы снять фильм о счастливом человеке и сейчас думаю, у меня есть эскизы наброски. Фильм, где будет сплошное счастье романтическое. Абсолютное, какое-то светлое до смертельного контраста. Именно о счастливом человеке очень хотел бы сделать».

Алена Германова: «А себя считаете счастливым человеком?»

«Думаю, что да. Потому что у меня прекрасная сестра, у меня прекрасные учителя, внутреннее пространство не формируется в пустоте. Душа к душе, рука к руке, плечо к плечу, рядом, рядом, рядом», — отвечает Александр Сокуров.

Его фильмы — это всегда интимный разговор со зрителем. Он требует уединения, тишины. Однажды Андрей Тарковский сказал: «У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, но — гений!». А он будто не верит в это и настаивает: «В моих работах полно недостатков». Сокуров все еще ищет тот самый совершенный фильм.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей