МХТ им. Чехова открывает новый сезон спектаклем «Враки, или завещание барона Мюнхгаузена»
Спектакль, который никого не оставит равнодушным. Премьера в МХТ имени Чехова. Фантастична, реалистична, все смешалось в одном талантливом коктейле из эмоций, авантюр, двух миров, пересекающихся каждую минуту, исторических событий, жизни реального человека. И это все о бароне Мюнхгаузене, которого играет Константин Хабенский.
Что из этого враки, что правда, решать зрителям. В спектакле под названием «Враки, или завещание барона Мюнхгаузена» — не это самое главное. Главное — это мечты и желание, чтобы они сбылись.
Мечтать, так мечтать! Безудержно. И если прямо сейчас главный герой собрался на воздушном шаре в турне: Земля — Луна — Юпитер, он полетит. Да, прямо со сцены. Да, прямо на шаре, достав его из шкафа.
«Он оторван или пытается оторваться от действительности», — говорит Константин Хабенский.
А действительность в этом спектакле крайне запутанная штука. Вот так выглядит сценическое пространство. Здесь — сразу два мира: мир настоящий и мир выдуманный, который кажется таким реальным.
«Здесь внутри происходит не меньшая жизнь, чем снаружи, а это еще все и вращается», — говорит режиссер Виктор Крамер.
Лихо закрученная жизнь Мюнхгаузена — сплошь из фантазий нелепых, авантюрных, радостных. И все их зритель может видеть! Ежесекундно. Для этого в спектакле создали декорацию высотой с трехэтажный дом.
«Целых восемь камер одновременно производят сюда некий образ, некий контент того, что находится в голове у барона», — рассказывает режиссер Виктор Крамер.
А на выдумку барон не скупится.
«Мы все в синяках. Нам приходится практически как цирковым артистам, летать, участвовать в драках, падать, кувыркаться, прыгать!» — рассказывает исполнительница роли баронессы Якобины фон Дунтен Кристина Бабушкина.
Мюнхгаузен — один из самых популярных персонажей во всем мире. И если в Европе — это чаще всего самозабвенный врун, в России — философ. Вот, например, одна из первых советских постановок на сцене. Барон — Владимир Зельдин.
В отечественном кинематографе тот самый Мюнхгаузен в белой рубашке, с неизменной улыбкой — «самый правдивый человек на свете», а еще романтик. Одинокий. Мюнхгаузен в исполнении Хабенского тоже одинок. Ищет правды среди абсурда и выход из безвыходных ситуаций.
Отличие в том, что его персонаж не вымышленный. Это история человека, который был на самом деле. Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен. Родился в 1720-м. Немецкий дворянин, ротмистр Российской армии.
«Очень много взято из реальных исторических вещей, которые упоминают того самого барона, который действительно служил в России, потом сбежал из России», — рассказывает Константин Хабенский.
И всю оставшуюся жизнь скрашивал рассказами о невероятных приключениях немца в России. Их же и завещал.
«Завещание барона Мюнхгаузена можно расценивать не как нотариальное завещание, а как его предложение попытаться выжить в этом мире и сохранить в себе человеческие какие-то вещи», — отмечает Константин Хабенский.
Спектакль-драма, спектакль-комедия, спектакль-трагедия — все про эту постановку, в которой жанры переплелись так же туго, как фантазии главного героя. А в случае с бароном это гораздо больше, чем факт. Так оно и было на самом деле.