«Народная экономика» о том, как застраховаться от нечестной страховой компании
Обмани меня. Как страхователи и страховщики пытаются заработать друг на друге? Почему агенты сначала дают нечестным клиентам деньги, а только потом идут в суд? И есть ли шанс оспорить независимую экспертизу? Об этом сегодня "Народная экономика".
Рубрику ведет Наталья Семенихина
Сначала коротко новости
Центральный банк России представляет. Главные банкиры страны решили повысить финансовую грамотность граждан мультфильмом. Длительностью чуть больше минуты, он размещен сайте ведомства и рассказывает, на что обращать внимание, если хочешь взять кредит. И хотя это направление сейчас не самое популярное - банки частично свернули программы, просрочки больше 6% - тем не менее в Центробанке полагают, что близок перелом в кредитовании, возможно, уже в октябре-ноябре.
Новости с валютной биржи. Доллар чуть вырос - 30 рублей 6 копеек. Евро в минусе – 43 рубля 82 копейки.
Не профессионалы обманывают страховщиков – простые клиенты
Таковы выводы участников рынка, которые уверяют, что в этом году чуть ли не каждая десятая выплата идет по неким сомнительным случаям. Есть, разумеется, и встречные претензии. Страхователи интересуются - почему это иностранные компании на компенсации отдают 90% доходов, а наши страховщики – только 30%. И тоже готовы рассказать, как их ущерб неправильно оценили. Или даже вообще отказали в деньгах.
Репортаж Яны Подзюбан
По взаимным упрекам лидирует сфера автострахования. Тут, кстати, нередко и перекрестное мошенничество - когда агент страховой компании, к примеру, задним числом оформляет полис на разбитую машину клиента. И вот уже страховщики перестраховываются по поводу и без.
Аварийный комиссар расследует ДТП в подземном гараже. Хозяйка дорогой иномарки говорит, что врезалась в стену - перепутала педали. Машина восстановлению не подлежит.
Станислав Назаров, аварийный комиссар: "На такой скорости, которую можно там развить, такие повреждения нельзя получить. Это было сделано умышленно".
Подобные одиночные или аварии с крупным ущербом, поджоги, угоны, особенно кредитных машин, все эти случаи у страховщиков теперь под подозрением. Потому что стало их слишком много. Независимые экспертизы часто подтверждают сомнения агентов - клиент получает отказ в компенсации.
Мария Свиридова, юрист Общества по защите прав потребителей: "Эту экспертизу можно оспорить в суде. Если человек, конечно, абсолютно уверен, что он правильные данные предоставил в страховую компанию".
Это важно. Потому что будет еще судебная экспертиза, чтобы, к примеру, выяснить, а правда ли сначала украли документы, а потом угнали машину. И правда ли, что стоял автомобиль на парковке, а не где-нибудь в темном дворе. Подобные грубые нарушения страховых норм освобождают страховщика от обязательств. А страхователя, подчас, толкают на хитрость.
Андрей Мартьянов, исполнительный директор страховой компании: "В этой ситуации у страхователя появляется желание фальсифицировать место и время страхового события".
Но и страховщики мошенничают, уверяют юристы, разбирающие жалобы по страховым делам. Часто занижают калькуляцию на аварийный ремонт машин, платят по ценам сервисов, с которыми у них контракт. А если автомобиль на гарантии значит надо к официальному дилеру, а там дороже. Читайте договоры, в который раз советуют эксперты. Даже те пункты, что выглядят как памятка. Там написано, и как правильно сообщить о страховом случае. В некоторых компаниях телефонные звонки не считаются, нужно письменные свидетельства, причем часто из разных ведомств.
Мария Свиридова, юрист Общества по защите прав потребителей: "Если мы вернемся опять же к вопросу о парковках, то вызывают ГИБДД, некоторые страховые компании требуют в тоже время справки из УВД, или из отделения милиции о хулиганских, например, действиях неустановленных третьих лиц".
По имущественным делам еще серьезнее споры. Страховщики пытаются занизить суммы убытков, их клиенты - наоборот.
Так было в Южно-Сахалинске, где хозяин требовал 7 миллионов рублей за сгоревшие запчасти, которые в таком количестве, заявили эксперты, не смог бы даже разместить на своей торговой площади.
Евгений Потапов, председатель комитета Всероссийского союза страховщиков по противодействию мошенничеству: "Мы пытались возбудить уголовное дело по факту явного мошенничества. Когда, собственно, мошенник понял, что в лучшем случае он получит 3 миллиона, в худшем случае – 7 миллионов, а потом тюрьму, он согласился на 3 миллиона".
Если не мирное урегулирование – значит, суд. Причем страховщик не может обвинить клиента в покушении на мошенничество, должен сначала выплатить деньги и только потом подавать иск. Союз страховщиков, чтобы навести порядок в этой сфере, предлагает ужесточить меры – ввести наказание до миллиона рублей и даже тюремный срок и для клиентов за ложную информацию о страховом случае, и для агентов за введение в заблуждение о правилах страхования.
Напоследок
Российские монеты самые ценные монеты в мире. Наша первая золотая трехкилограммовая, номиналом 25 тысяч рублей, победила на международном конкурсе "Монетное созвездие", в котором соревновались больше 20 стран. Отчеканенная к 190-летию Гознака, на ее оборотной стороне – рельефные изображения питерских зданий Экспедиции заготовления госбумаг, и там же можно разглядеть некоторые банкноты. Деньги изображены и на аверсе, что делается крайне редко. Эксперты говорят о высочайшем качестве чеканки, а вот нумизматам можно уже не беспокоиться.
Аркадий Трачук, генеральный директор ФГУП "Гознак": "Было отчеканено 50 экземпляров. Вот одна из них у меня находится в руках. Их продажа на рынке вызвала достаточно большой интерес. Хотя, конечно, при тираже в 50 экземпляров, количество обладателей таких монет, в общем, не велико".

