Премьер Путин посмотрел испытательный полет нового истребителя в подмосковном Жуковском
Истребитель пятого поколения Т-50, который в ближайшие годы должен стать базовым фронтовым самолетом для ВВС, совершил в подмосковном Жуковском испытательный полет. За ним наблюдал Владимир Путин, который затем посетил Центральный аэрогидродинамический институт, крупнейший в мире центр авиационной науки.
Таких испытательных полетов как этот, который состоялся над летным полем в Жуковском, истребителю пятого поколения предстоит совершить не меньше 3 тысяч. И только три тысячи первый полет позволит снять статус "испытательный" с истребителя, который уже сейчас по многим своим техническим характеристикам претендует на то, чтобы быть лучшим в мире боевым самолетом.
За полетом наблюдал вместе с конструкторами и Владимир Путин, который имеет прямое отношение к созданию этой машины: в 2002 году она существовала в виде чертежей - технического задания, в 2004 был создан макет, в январе 2010 истребитель поднялся в небо над Комсомольском-на-Амуре.
И полгода назад и сейчас за штурвалом был один человек - летчик-испытатель Сергей Богдан. И вот уже теперь, всего на 16-м полете, - пилотаж на малой высоте. Технические возможности позволяют делать очень многое, но пока что рановато по-отечески, в прямом смысле слова, говорит Сергей Богдан.
Сергей Богдан, летчик-испытатель: "Сами понимаете, все-таки "ребенок" еще маленький, 16-й полет - это есть определенный небольшой возраст".
Путин, неоднократно летавший в боевых самолетах, пришел чтобы лично пожать руку пилоту.
Самолет будет превосходить основного конкурента Ф-22 и по дальности, и по маневренности, и по вооружению, по внутреннему содержанию основных агрегатов.
К 2012 году завершатся собственно планерные испытания. То есть, то, что конструкторы называют, перечисляя "маневренность", "перегрузки", "углы атаки" и так далее. Затем Министерство обороны закупит первую партию и начнутся испытания с полным боевым снаряжением. В 2016 году самолет поступит в ВВС России. Это будет истребитель заметить, а значит, и противостоять которому противнику будет очень сложно - собственно, это и есть главное отличие истребителя пятого поколения от истребителей четвертого поколения.
Михаил Погосян: "Один самолет пятого поколения будет по своим возможностям соответствовать трем самолетам четвертого".
Премьер приехал с хорошими новостями и в ЦАГИ - Центральный аэрогидродинамический институт. Это, по сути, главное, градообразующее учреждение в подмосковном городе Жуковский. Финансирование авиационной науки будет увеличиваться, сказал глава правительства.
Владимир Путин: "В прошлом году вы выполнили заказы на 3,6 миллиарда, примерно 3,2 миллиарда рублей. А в этом году ЦАГ загружен на 4 миллиарда. Так что все стабильно, спокойно".
Для оптимистичных прогнозов у премьера есть основания - последние данные о состоянии российской экономики.
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "У нас есть все шансы наши планы осуществить, потому что последние данные, которые мне дали только что, говорят о том, что мы все-таки начинаем выходить из кризиса. За первые 5 месяцев этого года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост промышленного производства составил 10,3%. Безработица сократилась на 14,4%. Это почти на миллион человек, почти 900 тысяч человек, меньше безработных, чем в прошлом году".
Город Жуковский - по сути, столица российского авиастроения, сможет решить многие транспортные проблемы.
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Для того, чтобы создавать авиационный центр в Жуковском, нужно инфраструктурные проблемы решить. Одна из главных – это, к сожалению, не авиастроение, а дорожная сеть. В этом году выделим 4 млрд рублей, а всего до 2012 года – 11 с лишним млрд рублей на развитие инфраструктуры. Это и для города неплохо, потому что город не будет загружен транспортом".
Премьер-министру показали цеха института, где вот уже 90 лет разрабатывают испытывают отечественные самолеты - одни из лучших в мире. Это одно из немногих мест, где с гордостью и чувством юмора говорят: "наше дело - труба", уточняя, правда, "труба №128", например. Модели самолетов в аэродинамических трубах здесь подвергают очень суровым испытаниям, уточняя: "мы их очень бережем, ломаем не больно". "Ломали" здесь и "Боинги", и "Аэрбасы", и Ил, теперь испытывают на прочность надежду российского авиапрома - "Сухой-Суперджет"
Модель дальнемагистрального самолета, над проектом которого здесь работают совместно с Евросоюзом. Но в ЦАГ создают и испытывают на прочность не только модели самолетов, еще и модели мостов. Например, место через Москва-реку в Серебряном бору. Он уже действующий.
В ближайшее время в этом же цехе проверят на прочность и модель моста в Волгограде, который уже стал знаменитым под названием "танцующий мост".
Видеозапись этого "танца", а амплитуда колебаний сооружения была очень велика, здесь изучали тщательно. Теперь, создав точную модель, мост тоже "продуют" в аэродинамической трубе и улучшат проект.
То же самое в ЦАГИ уже проделали с моделью моста на остров Русский, во Владивостоке. Заказов, в том числе и от строителей, в аэрогидродинамическом институте в последние годы снова стало много.