Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
27 мая 2010, 12:23

В Свердловской области поисковики нашли обломки самолёта ВВС США, который разбился во время войны

В годы Великой Отечественной войны из США в качестве помощи были отправлены около 14 тысяч самолётов. Их перегоняли на фронт через Дальний Восток и Сибирь. Поисковики обнаружили обломки одного из них, для чего им пришлось добираться до места крушения на вездеходах через болота и непроходимые леса.

Небольшой фрагмент крыла - первая находка экспедиции. Поисковики ищут в уральской тайге пропавшие в 1943 году самолеты американского производства. Управляли ими русские летчики из состава перегонной авиадивизии.

Пробираться до предполагаемого места падения одного из самолетов исследователям приходится на специально подготовленных вездеходах. Вокруг на десятки километров - болота и непроходимые леса. Определиться с районом поисков помогли старожилы этих мест и свидетели той катастрофы. Татьяне Андреевне в 1943 году исполнилось 17 лет.

Татьяна Попова, местная жительница: "Оглянулись - летят низко-низко, сроду так самолеты не летали. Пролетели за лес, а там все больше ельник. Смотрим, летят восемь самолетов, а одного-то уже и нет, наверное, километра три от нас. И они опять полетели на Свердловск".

Рядом с городом Михайловск в годы Великой Отечественной проходила секретная авиатрасса "Алсиб" - Аляска-Сибирь. По этому воздушному коридору на фронт перегонялись самолеты, поставлявшиеся по ленд-лизу. Несколько боевых машин не долетели до передовой и по неизвестным пока причинам разбились в уральской тайге.

Официально эта небесная магистраль начиналась в Фэрбенксе на Аляске, далее - поселок Уэлькаль на Чукотке, Сеймчан, Якутск, Киренск и заканчивалась в Красноярске. Но ее реальная протяженность была намного больше.

От авиазаводов в Лонг-Бич и Оклахома-Сити в Штатах через Омск, Свердловск, Казань и далее до Москвы - 14 тысяч километров, в то время кратчайший путь доставки американской авиатехники к местам сражений. И четырнадцать же тысяч самолетов с клеймами "Made in USA" перегнали на фронт русские летчики.

Ветеран авиации Игорь Катенев последние годы своей жизни посвятил исследованию "Алсиба". Эта запись была сделана пару лет назад.

Игорь Катенев, исследователь, любительская съемка (2008 год): "Летели на таких маленьких самолетах, называется "Аэрокобра", один человек, где было холодно, где кислородный прибор был, он был в обыкновенной кожаной куртке без всякого отопления".

Игоря Павловича уже нет в живых. Но благодаря его поисковой работе уральцы, например, узнали что аэропорт "Кольцово", образованный в 1943 году, был построен именно как часть секретной воздушной трассы Москва - Уэлькаль.

Какие именно боевые машины потерпели катастрофу в районе Михайловска, помогут выяснить, в том числе, и американские эксперты по ленд-лизу.

Вон Хардести, эксперт: "Скорее всего, это элерон, часть крыла. Думаю, что принадлежит он самолету "Аэрокобра". Очень хорошо, что сохранился серийный номер. Когда я прилечу в Вашингтон, покажу фотографии этой детали специалистам, и мы уже точно установим тип этого самолета и проследим его историю".

Отказали ли компасы - в то время на самолетах устанавливались магнитные приборы, или это были другие причины, сейчас это трудно установить доподлинно. Многие документы до сих пор засекречены. Но одну тайну во время этой экспедиции поисковики все же раскрыли. Они узнали имя одного из летчиков, которой разбился здесь - капитан Алексей Фадеев.

Вместе с исследователями в тайгу приехали сыновья погибшего пилота. Они уже давно на пенсии. Но долгие годы мечтали найти могилу отца.

Эдуард Фадеев, сын капитана Алексея Фадеева: "Земля из Воронежа, от аэродрома, на котором он служил, земля с аэродрома Монинского, с которого он взлетал, и на которую он садился, и земля с могилы мамы".

Над лесным холмиком спустя 67 лет появились крест и памятная плита. Участники экспедиции попытаются в архивах установить имена и других летчиков из перегонной авиадивизии, останки которых покоятся в уральской тайге.

Читайте также: