Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
30 октября 2014, 18:06

О критериях оценки вузов и качестве высшего образования говорил Президент с ректорами

О том, как повысить качество высшего образования в России, говорили в стенах Московского Университета. С участниками съезда российского Союза ректоров встретился Президент. Речь шла о том, что стране нужна система объективной оценки вузов, и о том, что даже на платные отделения недопустимо зачислять абитуриентов с низким уровнем знаний. Еще глава государства призвал институты активнее сотрудничать с будущими работодателями своих выпускников.

Огромный конференц-зал библиотеки Московского государственного университета. Ни одного свободного места. Здесь ректоры практически всех российских ВУЗов. Размеры отечественной системы образования действительно впечатляют. Свыше 300 тысяч педагогов, около 5 миллионов студентов. Так что и особое внимание государства к высшей школе вполне объяснимо. Открывая встречу с ректорами, Владимир Путин отметил: данное в мае 2012 года обещание, о том, что зарплаты вузовских сотрудников вдвое превысят средние по стране, будет выполнено в ближайшее время. Но и в ответ государство ожидает эффективной отдачи.

"Надо признать претензий к уровню  высшего образования  к содержанию  образовательных программ  качеству преподавания  пока еще много, да и вы сами об этом знаете. Не каждый вуз  готов работать по-современному, учить так, чтобы у выпускника оставались не только диплом, но и нужные знания и профессиональные навыки, которые он может использовать на своей  практической деятельности после окончания высшего учебного заведения", - заявил Владимир Путин.

Порой, заявляя о собственной значимости, в учебных заведениях приводят данные о количестве обучающихся. Однако это совсем ничего не говорит о качестве образования. Высшей школе нужна более объективная система оценок, считает Владимир Путин. И одним из ее базовых критериев должна стать востребованность выпускников на рынке труда.

"Хотел бы еще раз обратить внимание на важность налаживания тесных контактов с будущими работодателями ваших выпускников. Это абсолютно принципиальное требование для вузов, готовящих специалистов, прежде всего, инженерно-технического профиля. Сегодня в непростых экономических условиях, когда мы должны ускоренными темпами развивать несырьевые отрасли, на первый план выходит максимальное сближение образования с производством, с практикой, с реальной жизнью", - сказал Президент.

О необходимости уже сегодня учить студентов тому, что может пригодиться им через 5 или 10 лет, говорил и ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий. По его мнению, требуется не только передавать знания, но и учить будущих специалистов самостоятельно искать новое. Для этого, считает Садовничий, необходимо вернуть в систему высшего образования фундаментальные исследования.

"Учить студентов, не вовлекая их в научное исследование и не используя новейшие достижения науки нельзя. К сожалению, разорвана важная цепь: образование, фундаментальные исследования, научный результат, внедрение его в технологию и производство. Отраслевые институты исчезли, а замены их мы пока не нашли", - подчеркнул ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий.

Современные исследования требуют и современной научной базы, высокотехнологичного оборудования, которое далеко не каждому вузу по карману. Однако вполне по силам создание так называемых центров коллективного пользования, доступ к которым будет открыт преподавателям, студентам и аспирантам из любого региона. В качестве примера ректор МГУ показал главе государства будущий вычислительный центр. В трехэтажном здании, построенном на месте бывшего гаража, уже через несколько месяцев заработает один из самых мощных суперкомпьютеров в мире. Его возможности впечатляют: около 30 петафлопс - то есть около 30 тысяч триллионов операций в секунду. Здесь можно будет на математических моделях считать характеристики будущих космических спутников, самолетов, или прогнозировать климат на годы и даже десятилетия вперед.

Стране остро не хватает специалистов в высокотехнологичных областях экономики. Без них избавиться от сырьевой зависимости российского бюджета невозможно. Но при этом не стоит забывать и о гуманитарном образовании. Русский язык, литература, история также важны и для физиков-ядерщиков, программистов или генетиков.

"Если мы с вами не сможем сформировать, воспитать хорошего специалиста, у нас, конечно, не будет будущего. Это очевидный факт. Нам нужны люди со специальными знаниями и навыками. Но если мы не сможем воспитать человека с широкими глубокими, всеобъемлющими, объективными знаниями в гуманитарной сфере, если мы не воспитаем человека самодостаточного, но осознающего себя частью большой, великой, многонациональной и многоконфессиональной общности, если мы этого не сделаем, у нас с вами не будет страны. Чрезвычайно важная задача стоит перед вами в гуманитарной сфере", - заявил Президент.

При этом Владимир Путин обратил внимание ректоров и на еще один немаловажный аспект образования: физическое воспитание студентов. Ведь будущее поколение страны должно быть не только умным и образованным, но еще и здоровым. Ректоры идею поддержали и предложили уже в 2015 году провести межвузовский спортивный фестиваль.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей