5 интересных фактов про фильм «Асса»
26 августа 2019
В 2019 году режиссеру Сергею Соловьеву исполняется 75 лет, а год назад 30-летие праздновал один из самых ярких его фильмов — культовая «Асса». В честь юбилея Первый канал соберет коллег и друзей Соловьева в студии «Сегодня вечером», покажет документальную ленту о режиссере, «Анну Каренину» и, конечно, «Ассу». Редакция 1tv.ru вспоминает, что принесло фильму любовь публики и критиков.
Смотрите фильм «Асса» в субботу, 31 августа в 23:00

Фильм сделал «Асса» больше, чем просто кавказским восклицанием

Существует несколько версий появления названия «Асса», ни одно из них нельзя считать стопроцентно достоверным, потому что в показаниях расходятся даже непосредственные участники создания фильма. Исполнитель роли Бананана Алексей «Африка» Бугаев утверждал, что «Асса» — часть названия крымской «Массандры», вина, которое в изобилии употребляли на съемках. Сергей Соловьев вспоминает, что тот же Африка убеждал его назвать фильм именно «Асса», потому что это слово выкрикнул Ной, выйдя из ковчега. А отчаявшись убедить режиссера, предложил ему воспринимать название, как аббревиатуру «Автор Соловьев Сергей Александрович».

Рабочее название картины, под которым проходили пробы и часть съемок, — «Здравствуй, мальчик Бананан!». Имя героя и название картины позаимствовали из песни Юрия Чернавского, Сергея Рыжова и Владимира Матецкого с альбома «Банановые острова» 1983 года. Композиция вошла в саундтрек фильма.

Станислав Говорухин сыграл свою лучшую роль

К моменту, когда Сергей Соловьев задумал снимать Станислава Говорухина в главной роли в своей новой картине, тот успел выпустить такие культовые фильмы как «Вертикаль» и «Место встречи изменить нельзя», написать сценарий к «Пиратам XX века» и получить звание «Заслуженный деятель искусств Украинской ССР». В кадре Говорухин появлялся редко и актером себя не видел совершенно, поэтому Соловьеву пришлось долго и мучительно уговаривать друга сыграть предпринимателя Крымова.

В итоге Говорухин создал точный и запоминающийся образ беспощадного дельца, человека новой формации, погибшего за любовь. Андрей Валентинович казался героем скорее отрицательным, но его защищали многие, в том числе и сам актер, считавший Крымова «великолепной, мощной, трагической фигурой, значительнейшим человеком, которого отвергла минувшая эпоха».

Именно «Асса» сделала музыку рок-клуба культовой

Борис Гребенщиков изначально должен был появиться в «Ассе» в роли мальчика Бананана. Но это предложение Сергея Соловьева лидер «Аквариума» отмел сразу — по возрасту он был слишком далек от героя и актером себя не считал, — зато договорился с режиссером о том, что будет отвечать за музыку к фильму. Кстати, именно БГ «Асса» обязана одним из главных героев: он не только отказался играть Бананана сам, но и привел на замену Сергея Бугаева, которому фильм принес широкую известность.

Пластинка «Асса» была одним из первых официальных релизов независимой рок-музыки в СССР. В итоговый саундтрек вошли пять песен «Аквариума», «Здравствуй, мальчик Бананан» Чернавского, «ВВС» Александра Синицына, «Чудесная страна» в исполнении Жанны Агузаровой и «Браво». Но самым запоминающимся — не только на пластинке, но и в фильме — стало выступление группы «Кино» с песней «Хочу перемен». Впервые появившийся на экране Виктор Цой исполнил гимн поколения и сам стал его героем.

Борис Гребенщиков о том, как попал в съемочную группу "Ассы"

Впервые в советском кино на экране появились объекты нонконформистского искусства

Другу Бориса Гребенщикова, «Африке», на момент съемок фильма едва исполнилось 20 лет. Но он уже тогда был видным участником групп «Поп-механика», «Новые художники» и «Клуба друзей В. В. Маяковского». Вместе с Бугаевым в фильме появился и лидер «Новых художников» Тимур Новиков, а в оформлении картины использованы работы группы московских концептуалистов «Гнездо» — Communication tube и Iron curtain из комнаты Бананана создал Михаил Рошаль. Специально для съемок местные крымские художники нарисовали огромный портрет Брежнева. Инсталляции, кадры картин Евгения Кондратьева и фантазии самого Бугаева появляются и в снах Бананана, которые тоже можно считать полноценными арт-объектами.

Выставка неформальных художников сопровождала и премьерный показ фильма в московском ДК МЭЛЗ. «Асса», таким образом, была единственной легальной возможностью для советского зрителя увидеть работы запрещенных художников.  

<p>&#x411;&#x430;&#x43D;&#x430;&#x43D;&#x430;&#x43D; (&#x421;&#x435;&#x440;&#x433;&#x435;&#x439; "&#x410;&#x444;&#x440;&#x438;&#x43A;&#x430;" &#x411;&#x443;&#x433;&#x430;&#x435;&#x432;) &#x438; &#x410;&#x43B;&#x438;&#x43A;&#x430; (&#x422;&#x430;&#x442;&#x44C;&#x44F;&#x43D;&#x430; &#x414;&#x440;&#x443;&#x431;&#x438;&#x447;) &#x441; Communication tube</p>

Бананан (Сергей "Африка" Бугаев) и Алика (Татьяна Друбич) с Communication tube

Сергей Соловьев использовал свою «обойму» актеров, но кардинально поменялся сам

Сергей Соловьев в 1987 году — заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Берлинского и Венецианского кинофестивалей и обладатель Государственной премии. В «Ассу» режиссер позвал команду, с которой работал на предыдущих картинах. Татьяна Друбич впервые сыграла у Соловьева всего в 14 лет, а на момент съемок «Ассы» была его женой и музой. Александр Баширов исполнил у Соловьева свою первую роль (в драме «Чужая Белая и Рябой»), а из «Ассы» едва не вылетел за неспособность выучить текст (известный монолог о Гагарине, полностью сымпровизированный Башировым, спас его от увольнения из картины). Оператор фильмов «Белорусский вокзал», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Неоконченная пьеса для механического пианино» Павел Лебешев работал с Соловьевым уже на третьей картине.

Будучи настоящим мэтром и опираясь на проверенную команду, Соловьев в то же время открыл для широкого зрителя музыкантов, художников и артистов, вдвое моложе себя и снял совершенно несвойственный ему постмодернистский фильм, ставший манифестом новой эпохи. 

Смотрите фильм «Асса» в субботу, 31 августа в 23:00
Тематические категории:
Комментарии загружаются