Фильм «Яма» режиссера Влада Фурмана — одна из частей проекта «Куприн», снятого по мотивам повестей Александра Ивановича Куприна «Яма», «Гранатовый браслет», «Без заглавия», «Телеграфист» и «Святая любовь». В основе каждой серии – сюжет нескольких произведений, но при этом судьбы героев переплетаются. Все повести сценаристы гармонично связали между собой, сделав писателя одним из персонажей.
При переводе литературного произведения на язык кино всегда меняются некоторые детали. Повесть Куприна в яркой беллетристической манере рассказывает о жизни публичного дома и наша задача — показать историю со сквозным действом, за которым было бы интересно следить. Потому некоторые изменения мы допускаем, но сюжетную канву и дух Куприна мы стараемся передать в первозданном виде. Конечно, есть некоторые потери, потому что литературная основа богаче и интереснее, подробнее того, что можно показать в кино. Но мы стараемся сделать все, чтобы донести до зрителя выразительность эпохи, а также сохранить идеи и настроения Куприна, ведь в основе произведения лежит боль автора, которую нам необходимо раскрыть.
В «Яме» много ярких женских образов, которые на экране воплотили Полина Агуреева, Светлана Ходченкова, Катерина Шпица, Наталья Егорова, Ирина Леонова и другие актрисы. Для каждой из них проект стал интересным и необычным опытом.
Это было очень любопытно, соприкоснуться с материалом Куприна. В моем представлении есть три русских писателя — Лесков, Куприн и Достоевский, — в чьих работах витает дионисийский русский дух, необузданность натуры, доходящая до абсурда. Вот и из «Ямы» Куприна мне хотелось вынести эту особенность, отечественную патологию души, доведенную до поэзии великим писателем. Купринские женщины живут без Бога по определению. Моя героиня — бывшая монахиня, ставшая проституткой. Я придумала, что она поправляет крестик, висящий на зеркале, когда красится перед выходом к клиентам. А во время отпевания подруги в церкви, пытаясь заглянуть за иконы, спрашивает, есть ли там что-нибудь или нет? И сегодня русское, если оно еще сохранилось, часто проявляется в таких нелепых, диковатых формах...
Полина Агуреева
Не менее известные актеры и в мужской части ансамбля: Антон Шагин, Анатолий Белый, Максим Аверин. Для последнего произведения Куприна особенно близки.
У меня особое отношение к «Гранатовому браслету», это связано с моим поступлением в театральный институт — преподаватели очень настаивали, чтобы я взял что-нибудь серьезное. И я измучился в поисках материала. Однажды, придя из института, я взял первую попавшуюся книжку с полки, и это был «Гранатовый браслет». Я взял оттуда отрывок и именно с ним поступил в институт! И потом, когда были первые педагогические отрывки, это была именно роль Желткова в «Гранатовом браслете». И для меня — это роль, когда мечты сбываются.
Связующим звеном всех фильмов цикла является сам Александр Куприн. Актера на его роль подбирали особенно тщательно.
продюсер
Когда мы думали о Куприн, мы пошли от его биографии. У Куприна яркая большая биография — он был военным, наездником в цирке, криминальным репортером, помимо того, что он был писателем. Все это породило образ мужественного и сильного человека. Когда мы сделали возрастной грим Михаилу Пореченкову, мы поняли, что стопроцентно попали. Хотя у Михаила Пореченкова есть самое главное сходство — внутреннее, по энергетике.
Меня подкупил образ Куприна. Весельчак и балагур, он сменил множество профессий. Он был мужчина крупный и достаточно резкий, умел и отдохнуть, и погулять, был физически очень сильный. Поэтому, я думаю, сходство мы нашли определенное.
Михаил Пореченков
Режиссер:
Влад Фурман
Сценарий:
Николай Лырчиков, Елена Исаева, Ольга Михайлова при участии Влада Фурмана
В ролях:
Михаил Пореченков, Антон Шагин, Катерина Шпица, Светлана Ходченкова, Полина Агуреева, Максим Аверин, Анатолий Белый, Ирина Леонова, Наталья Егорова
Оператор:
Кирилл Мошкович
Композитор:
Денис Пекарев
Производство:
КРАСНЫЙ КВАДРАТ КИНО, СТУДИЯ РУССКИЙ ПРОЕКТ, Россия, 2013