Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
18 января 2008, 07:36

65 лет со дня прорыва блокады Ленинграда

В 43-ем советские войска после ожесточенных боeв освободили южный берег Ладожского озера и отбросили фашистов далеко от города. Но впереди был ещe тяжелый год. Для жителей единственным спасением от голодной смерти оставалась проходившая по Ладоге дорога жизни.

Репортаж Ольги Суховой.

Через станцию Подборовье поезда дальнего следования проходят транзитом. Но так было не всегда. В ноябре 41-го этот полустанок стал главным железнодорожным узлом по снабжению блокадного Ленинграда хлебом.

На старой карте путь продуктовых эшелонов до того, как немцы заняли Тихвин. Грузы по железной дороге везли до Волхова и там перегружали на автомобили. После того, как 8 ноября 41 года враг обрезал железнодорожную ветку, всего за 10 дней жители деревень построили дорогу через леса и болота, в обход захваченной территории.

Дарья Наумова, житель поселка Подборовье: "Корчевали, вырубали. Все люди своими руками, все девушки молодые. Парней-то не было".

Муку перегружали здесь, на станции, из вагонов на автомобили. ЗИС одним из первых прошел по автомобильному участку дороги жизни. Партизан Вениамин Фролов после войны сам лично водрузил его на постамент.

Вениамин Фролов, ветеран Великой Отечественной войны: "Она очень неудобная. Старого выпуска эти машины. Они такие были, знаете, отопления не было, только чтобы от снега защититься. И то стекол не было, лишь бы вперед было видно".

Сегодня по этой просеке ходят только грибники. А тогда проезжали грузовики. Раненого пехотинца Дмитрия Беспалова эвакуировали по ней на большую землю.

Дмитрий Беспалов, ветеран Великой Отечественной войны: "Это была самая плохая дорога с невероятными кочками, подпрыгивали. Ехали едва-едва, где побыстрей, где как".

До сих пор на болотах сохранились деревянные настилы, говорят старожилы. Дорога петляла по гатям и тропинкам между деревнями. Вместо 150 километров теперь длина пути составляла 308 километров.

Только через сутки полуторки выходили здесь на большак. Теперь это трасса Санкт-Петербург-Мурманск. На открытой местности выключали фары, чтобы дорогу жизни враг не обнаружил с воздуха. Отсюда до Ленинграда напрямую рукою подать. О том, каким маршрутом приходит хлеб в Ленинград, знали единицы. Водителям перед выездом даже не выдавали карты проезда по маршруту. Их вели специальные регулировщики. Дорога просуществовала всего месяц, но спасла за это время десятки тысяч жизней.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей