Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
21 января 2010, 18:18

Через 70 лет в Театр Вахтангова возвращается «Маскарад»

Впервые спектакль был показан в июне 1941 года. Теперь свою версию представляет художественный руководитель. Его постановку называют зимней не только потому, что премьера назначена на январь. На сцене все время идет снег.

Здесь злословят, морочат голову, оставаясь неузнанными, убивают словом или сплетней, чтобы потом, сняв маску, пролить слезы раскаяния. И в шутку начатая интрига обрастает подробностями и катится, как снежный ком, через весь спектакль.

Римас Туминас, художественный руководитель театра им. Вахтангова: "Я терял перчатки все время. Вот, игрались до темного вечера. И приходил без одной перчатки. И однажды отец меня прогнал. Ну, хватит, иди ищи, не вернись без перчатки. Я так ее не нашел. Так в этих снежных комах я ищу по сей день эту потерянную в детстве перчатку".

Тем, кто видел "Маскарад" Римаса Туминаса на сцене Малого театра Вильнюса, не стоит сравнивать. Сходство только внешнее. Эта постановка не копия, авторское повторение. Замысел режиссера преломился в вахтанговских индивидуальностях.

Евгений Князев, народный артист России: "Я уверен на сто процентов, что в этом спектакле он авторский, он отличается абсолютно от его спектакля "Маскарад", остался один облик снег шары. Работал он с каждым из нас внимательно, честно и продолжает работать".

По-прежнему никаких гостиных и салонов, над Петербургом кружит снег и вновь и вновь звучит пронзительный вальс Хачатуряна, через десятилетия вернувшийся на свое законное место - вахтанговскую сцену, для которой и был написан в 1941 году, но из-за войны спектакль тогда так и не состоялся. И как всегда изящно и просто поданные метафоры. Растерзанное пианино и невиновная Нина возвышается на пуантах.

Мария Волкова, актриса театра им. Вахтангова: "С помощью пуантов это сценическое решение, но внутреннее ощущение такое, когда помощи здесь нет, может, она там где-то".

В этой печальной комедии текст уходит на второй план. Режиссеру дороже ощущения. Что в ревности все одинаково глупы. Эта история могла случиться в любой семье.

Римас Туминас, художественный руководитель театра им. Вахтангова: "Я не хотел бы оправдать Арбенина в полной мере. Виновен не виновен уже он, этот вопрос давно перестал меня интересовать на сцене. Кто виновен, кто прав. Кажется, что мы все правы".

Невыносимо медленно умирает Нина, а Арбенин не может заставить себя оторваться от могильной ограды. И снежный ком – то ли сплетен, то ли ревности, то ли забытых кем-то в детстве перчаток – сметает все на своем пути. А "Маскарад" как сон, смысл которого становится ясен лишь с последними аккордами вальса.

Читайте также: