Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
27 октября 2011, 21:23

Легендарный бомбардировщик времен Великой Отечественной снова встал на крыло

Самолет У-2 собрали энтузиасты из Самары. На поиск деталей ушли годы. В итоге получилась точная копия небесного тихохода - именно на этих бипланах летали "ночные ведьмы" - так фашисты называли советских летчиц. Бомбардировщик, собранный в Самаре, не станет музейным экспонатом - пилоты получили сертификат летной годности, а значит - дорога в небо открыта.

Затея многим поначалу казалась неосуществимой. Знаменитый У-2 - самолет, давший путевку в небо тысячам советских летчиков, как только не называли – "небесный тихоход", "кукурузник", "летающая парта". Это один из самых долговечных самолетов в мире. Биплан серийно выпускали на протяжении 35 лет. Чтобы оказаться за штурвалом самолета своей мечты, самарские авиаторы-энтузиасты трудились 6 лет.

"На самом деле самолет-то деревянный, и ткань и все дерево за столько лет пришли в негодность, и многие стальные детали тоже. Мы нашли этот фюзеляж на огороде, хорошо, что спасся, что его не сожгли, не подавили", - рассказывает пилот-инструктор Евгений Смирнов. 

Конструкцию воссоздавали по чертежам. Оригинальные, родные детали У-2 собирали, без преувеличения, по всей стране. Запчасти выискивали там, где когда-то базировались летные училища. Воздушный винт - в Бугуруслане, в Красном Куте - муфты шасси. В Сургуте - подарили двигатель. Фюзеляж, крылья самолета - все, что из дерева - пришлось делать самим.

"Мы применили сушеную древесину, лучшего качества, я лично ее отбирал, на лесобазах, в мебельных мастерских, по ГОСТу авиадревесины", - рассказывает Евгений Смирнов.

Мало кто мог представить, что мирный учебный самолет из фанеры в годы Великой Отечественной войны станет для гитлеровцев костью в горле. Именно на У-2 70 авиаполков в любую погоду, в любое время суток бомбили, перевозили раненых и грузы, летали на разведку и к партизанам.

За этот характерный только для У-2 звук, солдаты вермахта называли самолет кофемолкой и даже швейной машинкой. 

Знаменитые "ночные ведьмы" - так их прозвали немцы. Целый авиаполк бомбардировщиков был полностью скомплектован из женщин. Прорываясь на низкой высоте к железнодорожным узлам, штабам и переправам, они вдребезги разносили стратегические объекты. Наносимый ночными бомбежками ущерб заставил Гитлера сформировать целую эскадрилью из немецких асов. За каждый сбитый женский экипаж немецкие летчики получали одну из высших наград вермахта - железный крест.

"Любой вылет – подвиг, однозначно, тем более, когда висели тут эти бомбочки. Я честно говоря, мало представляю, как 18-летние девчонки да еще ночью могли что-то делать, это за пределами как-то здравого смысла", - говорит инженер-испытатель летательных аппаратов Владимир Пташинский.

Очень важно, говорят авиаторы, восстановить еще и боевую историю этого самолета. Предстоит большая кропотливая работа в архивах.

"Когда мы нашли фюзеляж, очистили маслобак, обнаружили на нем заводской номер - 307, производство завода 387, это ныне Казанский вертолетный завод", - рассказывает пилот-инструктор Евгений Смирнов.

Раритетный самолет пилоты зарегистрировали, и даже получили сертификат летной годности. Уже 7 ноября этот биплан и еще один, отреставрированный недавно в Новосибирске, единственный в мире летающий штурмовик Ил-2 станут украшением военного парада памяти в Самаре.

Читайте также: