Все больше покупателей попадается на удочку нечистоплотных торговцев автомобилями
В Москве действует сеть автосалонов, в которых обманывают покупателей. Чтобы этого не произошло, туда надо ходить с юристом или диктофоном.Контракты специально составлены так, чтобы человек попал в финансовую западню, а потом доказать свою правоту в суде практически невозможно.
Как надо себя вести, чтобы вы остались при своих деньгах, а мошенники на бобах? Пока вы невнимательны - происходит всё наоборот.
Когда Павел Жаворонков ехал в автомобильный салон за новым белым вместительным «седаном» для всей семьи, он совсем не ожидал, что после ему придется возить троих детей на красной малолитражке. Объявления о продаже нашел на популярном интернет-сайте. 2015 год, минимальный пробег, идеальное состояние и цена - всего 440 тысяч рублей.
«Продается по сниженной стоимости от официального дилера, использовался в салоне в качестве тест-драйва. В очень хорошем состоянии. Вполне вызывает доверие», - вспоминает он слова в объявлении.
Приехал в салон - посмотрел, пощупал, посидел. Подписал договор: половину суммы погасил тем, что по системе «трейд-ин» продал салону свою машину, на которой приехал, остальное - наличными. Правда, когда подписывал бумаги, заметил: на первой странице стояла сумма 440 тысяч, а на второй - уже 850 тысяч рублей. Сотрудники поспешили заверить — это цена до скидки, никаких переплат не будет. Машину забрали на предпродажную подготовку, а за 10 минут до закрытия салона пригласили к директору подписать еще один договор, якобы уже для ГАИ. Павел, не вчитываясь, подписал. А когда пришел в кассу получать ПТС, ему объявили: он должен еще 410 тысяч.
«Шок, паника, я понимаю, что как-то ловушка захлопнулась. Я пошел к директору выяснять отношения, на что он мне сказал, это договор, он не расторгаем. Есть условия, по которому, если вы сейчас до закрытия салона эти деньги не внесете в кассу, то ты попадаешь на неустойку 30%», - рассказывает Павел.
В салоне предложили забрать либо один из подержанных автомобилей на парковке, либо обращаться в суд и уходить ни с чем.
«Законодательство у нас конфигурировано таким образом, что договор является исключительно добровольным, а подтверждением того, что он заключен, является волеизъявление сторон, выраженное в подписях под договором. Аннулировать его можно, но платите неустойку. Это примерно так же, как с задатком. Салоны говорят так: вы внесли предоплату, они называют ее задатком и заключают соглашение соответствующее, а соглашение и внесение задатка, по нашему законодательству, влечет то, что если человек с этим согласился, то задаток не возвращается», - объясняет юрист Общества защиты прав потребителей Владимир Комсолев.
Пострадавших от подобных мошенников уже сотни. Из подмосковного салона Нина с мужем уехали в Нижний Новгород на ржавой «Ладе», вместо обещанной «Мазды». А вновь приобретенная «Вольво» для Владимира превратилась в старую «Дэу» на спущенных колесах. На клиентов давят, угрожают, специально затягивают время, чтобы покупатель потерял бдительность.
Забиваем в поисковике ту же машину, которую покупал Павел. Белый «Хендай Солярис», 2015 год. И вот, пожалуйста. Правда, телефон уже другой, город почему-то поменялся на Клин, хотя пишут, что забирать в Москве, и в описании предлагают оплатить дорогу — видимо, новая приманка вместо «машина после тест-драйва». И можно было бы подумать, что это совершенно другое объявление, если бы фотографии не совпадали один в один.
По телефону подтверждают: приезжайте, машина на месте. Центр Москвы, в салоне белые кожаные диваны, приветливые менеджеры. Правда, все автомобили почему-то без ценников. И при первом же разговоре оказывается, что нужной нам машины нет. Менеджер предлагает оплатить машину сразу, а ее пригонят из Балашихи, и если вдруг клиента что-то не устроит, ему «сразу все вернут».
Как кот в мешке: купи машину, которую в глаза не видел. Делаем вид, что верим на слово, просим показать образец договора. Не стоит верить на слово. В договоре сразу бросается в глаза, что 450 тысяч названы «задатком», а значит, невозвратны. Чтобы добиться честного ответа, понадобилось еще несколько раз задать один и тот же вопрос. Только на третий раз менеджер нехотя сообщает, что в случае, если клиент передумает, он «попадает» на 30-процентную неустойку.
К сожалению, не все такие дотошные, как мы. И, как правило, на этом моменте договор подписан, злоумышленники ликуют.
Екатеринбург. Здесь в местном автосалоне то ли аппетит у менеджеров поумереннее, то ли наглости меньше, то ли расчет, что на небольшие переплаты люди чаще соглашаются.
Женщина-консультант автосалона убегает от разговора, говоря, что о встрече не договаривалась. Здесь Антон за 840 тысяч купил новую «Киа». Машину сразу не отдали, объяснили: она на предпродажной подготовке. А через пару дней попросили доплатить еще 60 тысяч. Якобы за это время завод-изготовитель поднял цену. Расстроенный покупатель деньги отдал, теперь уже год судится, пока безрезультатно. Зато у другого жителя Екатеринбурга, Алексея, на руках решение суда, где фирма, которая по системе «трейд-ин» продавала его спортивный внедорожник, должна вернуть мужчине более миллиона рублей.
Беда в том, что в офисе, где был этот автосалон, сейчас действует по документам совершенно другая фирма.
«Автосалоны меняют адрес юридического лица, меняют все уставные документы. Переквалифицируются, перерегистрируются на другие лица и отвечают за свои поступки только тем уставным капиталом, который у них на балансе. Это может быть и 10 тысяч рублей», - поясняет автомобильный юрист Дмитрий Славнов.
Доказать свою правоту в суде шансов мало - ведь все документы подписаны покупателем самостоятельно. Спасти могла бы аудио или видеозапись, где все четко слышно или видно, и можно идентифицировать человека, который пытается вас обмануть. Но если такой записи нет, то тут все юристы в один голос повторяют: семь раз проверь, один подпиши. Причем, на каждой странице.