Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
15 января 2017, 22:17

Российский исторический блокбастер «Викинг» бьет рекорды кассовых сборов

Фильм «Викинг» вышел на экраны в самом конце года и за неполных три недели успел собрать в прокате 1 миллиард 300 миллионов рублей. «Викинг» - один из самых кассовых фильмов за всю постсоветскую историю, возможно будет и самым кассовым.

1 миллиард 300 миллионов рублей – это 22 миллиона долларов. Это много или мало? Для России - очень много. Для мира - мало. Самые кассовые американские фильмы собирают не менее миллиарда долларов. Но они собирают эти деньги с семи миллиардов человек, с населения всего мира, за исключением самых бедных стран. А наше кино почти всегда внутреннее. Население - два процента от мира. Возможностей собрать так много денег просто нет. Тем более, что именно американцы создавали в России прокат под себя, под свои фильмы.

Сделать свое кино мировым - это сложнейшая задача. Пока никому не удается конкурировать с Голливудом. Великие в прошлом кинематографические державы - Франция и Италия - прозябают по сравнению с Голливудом. Кино - высокотехнологичный товар. Киноиндустрия - это дорогое сложнейшее производство. Очень небольшое число стран, не больше десятка, обладают собственной современной киноиндустрией. Россия - среди них. Тот же фильм «Викинг» - очень качественный современный, высокотехнологичный продукт. У нас умеют делать качественное кино. А вот как потеснить Голливуд? Это задача не легче, а может быть, и сложнее, чем сделать хорошее кино.

«Викинг» - в десятке лидеров в мире! Впервые за всю историю современного российского кинематографа отечественный фильм вошел в «десятку» лидеров мирового проката. Абсолютный рекордсмен по кассовым сборам за один день, заработавший почти 150 миллионов рублей только 1 января, в минувшие выходные «Викинг» уже опередил по кассовым сборам за уикенд американскую драму «Призрачная красота» с Уиллом Смитом, Кейт Уинслет и Кирой Найтли. Наш фильм на наших экранах обставил американскую ленту со звездным составом, идущую в прокате по всему миру.

«Да, мы конкурируем с чемпионом чемпионов, с американским кинематографом на своей территории. Это непросто, но азартно. Конкуренция — двигатель развития. Весь бюджет российского кино — это примерно 100 миллионов долларов, это бюджет одного американского фильма. То есть, примерно сто российских фильмов снимаются за деньги, сопоставимые с одним американским. В этом смысле КПД очень высокий», - говорит российский кинорежиссер, сценарист и продюсер, руководитель кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов.

В нашем кинопрокате уже один раз имело место явление, не знающее аналогов в новейшей истории мирового кино. Начиная с 2004 года, в условиях ничем не защищенного рынка национальные фильмы стали занимать первые места по кассовым сборам к удивлению к тому времени безраздельных хозяев положения – голливудских студий. «72 метра», «Ночной дозор» и «Дневной дозор», «Девятая рота», «Турецкий гамбит» и «Статский советник» - это были уже не единичные достижения отдельных продюсеров и режиссеров, это была устойчивая тенденция. В 2007 году общая доля сборов России на своей территории достигала невероятных 30%. По этому показателю нас обгоняли только Япония, Южная Корея и Франция. Однако уже к 2010 году от завоеванных позиций не осталось и следа. Доля отечественного кино, обвалившись ровно наполовину, ниже среднеевропейских показателей, так с того момента и не смогла преодолеть рубеж в 20% от общих кассовых сборов.

«В кино пришли частные деньги, кино стало производиться в тех количествах, которые несоизмеримы с качеством - то есть, творческого запала не хватало. Кадры. Все уперлось в то, что индустрия была не готова производить такое кино, но производила», - говорит продюсер фильма «Викинг» Анатолий Максимов.

Иными словами, поток низкопробной и малобюджетной халтуры, обрушившийся с высот, достигнутых нашим кино в середине 2000-х, смыл почти все, что удалось тогда построить: доверие инвесторов, уважение и внимание зрителей, а вслед за этим и желание кинотеатров связываться с отечественным продуктом. Все возвращалось на круги своя — рынок, выстроенный в свое время Голливудом под себя, вновь становился его безраздельной вотчиной.

«Российский рынок – он, в общем-то, был создан голливудскими студиями и голливудскими фильмами, и драйвером развития всей нашей индустрии являлся, к сожалению, Голливуд, а не собственное российское производство. Поэтому всегда, когда речь идет о выпуске в прокат большого российского фильма, всегда сталкиваешься с некоторым скепсисом аудитории, партнеров и, по сути, всех участников данной индустрии», - говорит директор по прокату компании «Централ Партнершип» Вадим Верещагин.

Сегодня российский кинорынок оценивается примерно в 50 миллиардов рублей. Мы - в первой десятке открытых рынков в мире. Одно только это делает кино стратегической отраслью, индустрией национального значения. Стало очевидно, что еще немного, и мы сами отдадим Голливуду одну из лучших в мире площадок для сбыта его продукции, проинвестировав ее при этом средствами нашей экономики. За примерами далеко ходить не надо: тот же «Викинг». Канадская компания IMAX потребовала 300 тысяч долларов за то, чтобы русский фильм вышел в России в залах, которые этой компании не принадлежат, а лишь используют ее технологию.

«То, что происходит в кинотеатрах, меньше всего похоже на дом для нашего кино. Может быть, нас снова выгоняют, как было в конце 90-х, начале 2000-х в телевизионную резервацию, где, собственно, кино выжило, спаслось и смогло быть. И риски потерять завоеванное в честной борьбе - не было никаких протекционистских мер, никто не ограничивал зарубежный продукт на рынке, и хорошо, что это не делали... Но все упирается в проблему - это не они такие сильные, это мы такие слабые. Надо трезво смотреть в глаза правде. Но пока есть те, кто верит в кино, надежда остается», - уверен продюсер фильма «Викинг» Анатолий Максимов.

Стало очевидно, что если не побеждать, так хотя бы удерживать позиции в этой борьбе можно только с помощью по-настоящему большого и высокобюджетного кино. Только настоящее зрелище, бессмысленное на мониторе компьютера или планшета, могло заставить зрителя вернуться в кинозалы. И все это - в условиях стопроцентного господства Голливуда, пиратства, освоившего свыше 90% видео-сегмента российского рынка и неверия зрительской аудитории, младшая часть которой просто выросла в сознании нашей вторичности по отношению к Западу, а старшая была убеждена в недосягаемости былых высот.

«Да, нам уже не поднять «Войну и мир» Бондарчука, это понятно. Для этого нужна была вся мощь СССР, чтобы создать эту фантастическую эпопею. Там такие деньги вложены были, что трудно даже это осознать. Да, мы, наверное, на таком индустриальном уровне долго еще не будем, а может быть, никогда уже не будем, кто его знает. Никто не знает. Но это не означает, что нельзя создавать вопреки большое кино», - говорит профессор, доктор филологических наук Евгений Жаринов.

Вопреки недоверию зрителей и прокатчиков, вопреки агрессивному скепсису критиков, в последнее время отечественная киноиндустрия начинает шаг за шагом теснить конкурентов. Начиная с «Адмирала» и «Легенды № 17», и вплоть до «Экипажа» и «Викинга» тенденция остается неизменной — зрительская аудитория российского кино растет.

«Только такие фильмы способны тащить аудиторию вперед. К сожалению, не такое большое количество таких больших фильмов выходит в прокат в России и производится в России, но с увеличением этого количества, безусловно, и доля отечественного кинематографа будет расти, и интерес российского зрителя будет подниматься к российскому кино», - считает директор по прокату компании «Централ Партнершип» Вадим Верещагин.

Нынешнее положение дел таково, что производство фильмов, способных конкурировать на рынке, без поддержки государства невозможно. В мире кино существует одна общая для всех закономерность — по-настоящему выстреливают не больше 10% от всех снятых фильмов. И именно им принадлежит 90% всех сборов. При том, что спрос на дорогое отечественное кино очевидно растет, у государства, как главного инвестора, есть всего один способ с наименьшими рисками спрогнозировать будущий состав этой «золотой десятки».

«Если ты не показываешь, не подтверждаешь показатели, то ты выбываешь из лидеров. Конечно же, такие большие картины можно доверять только тем, кто уже такое право, право на такие фильмы доказал», - говорит генеральный директор кинокомпании «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова» Леонид Верещагин.

Успех «Викинга» в российском прокате — это шаг вперед не только для его создателей. Интерес зрителей к столь масштабному проекту двигает вперед всю индустрию отечественного кино. Теперь те, кто отважится пойти вслед за «Викингом», смогут отталкиваться от уже взятой, ранее недосягаемой высоты, будучи уверенными в главном — российский зритель поверил в нашу возможность снимать такое кино.

«Вы сделали огромную вещь... Одно огромное дело. Вы положили начало серьезному, достоверному - спорному, но достоверному -  фильму, кинорассказу о князе Владимире и об этих древних временах. И если вслед за вами пойдут люди, художники, которые смогут рассказать о том, что произошло дальше - вот это было бы, конечно, несомненно интересно», - уверен председатель Патриаршего совета по культуре епископ Тихон.

К настоящему времени права на показ «Викинга» проданы более чем в 60 стран мира. Картину увидят зрители в Германии, Испании, Бельгии, Швейцарии, Чехии, Словакии и на Балканах. Подписаны сделки с Китаем, Кореей, странами Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Это свидетельствует, кроме всего прочего, об интересе к российской истории, подогреваемом той ролью в мире, на которую сегодня претендует Россия. И это дает нашему кино удивительный шанс. В современном мире далеко не каждая страна может позволить себе киноиндустрию, способную тягаться с Голливудом даже на своей территории. И уж совсем единицы тех, кто рискнет разговаривать с массовой аудиторией за пределами своих границ, опираясь при этом на свою историю, свою культуру и собственные смыслы.

Читайте также: