В Москве открылась масштабная выставка в музейном пространстве «Гараж»
Почувствуй себя творцом. Портрет Анджелины Джоли в янтаре. Памятники, существующие только в отражениях. Артефакты из китайских кварталов Нью-Йорка. И даже ванна, превращенная в кровать. На этой выставке вопросов больше, чем ответов. И самый главный - какие из экспонатов переживут самих себя и свое время и где грань между искусством и хулиганством? На выставке в столичном музейном пространстве «Гараж» ясно одно: скучно не будет.
То, что лет 40 назад порой неделями пылилось под кроватью, теперь объект современного искусства. Игрушки, расчески, книга по истории КПСС. Всем, кто с вопросами «зачем» и «для чего» советуют найти правильный ракурс и просто наслаждаться если не воспоминаниями из детства, то игрой света и тени.
Понять и простить. Или окончательно и бесповоротно влюбиться в то, что хотел сказать современный художник. Который вместо домов из кирпичей создает кирпичи из домов. В янтарь прячет портрет Анджелины Джоли. Смотрится не хуже доисторического насекомого. Или предлагает оторвать наконец взгляд от гаджетов и посмотреть под ноги.
«Берем в руки пинцет. Лоскутки ткани, сухие лепестки, тончайшие веревочки становятся ветвями деревьев, крышами домов, птицами. Почувствуй себя творцом. Это, кстати, еще и успокаивает», - говорит куратор выставки Екатерина Иноземцева.
Знала бы об этом уборщица одного из итальянских музеев - прославилась на весь мир, потому что выбросила часть так называемого арт-объекта. Не разглядела идею.
Триеннале российского современного искусства - собирательный образ того, чем живут и вдохновляются регионы. Вам здесь не Москва, хотя и без столицы не обошлось. Разорвавшиеся гильзы - примета места. Город Ижевск - Родина автомата Калашникова. В Калининграде творят на стыке научного и художественного. Башня Татлина — памятник третьему интернационалу существует только в отражении. Пермь, Челябинск, Рязань, Махачкала. Кураторы несколько месяцев ездили по России, чтобы эту Россию во фрагментах и образах привезти в Москву.
«Большинство экспонатов нам с вами интуитивно понятны, потому что они обращаются к нашему детству или к прошлому или к будущему. Многие вспомнят свое путешествие, кто-то с девушкой познакомился в этом городе, с друзьями там учился», - рассказывает директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов.
Есть стенды, у которых захочется задержаться: философия опирается на физику. Затем придется поклониться выдуманному союзу художников. И даже упасть на колени, чтобы понять - что же хотел сказать автор?
А это не искусство — провокация! — воскликнет зритель. И будет прав. Владимир Архипов – художник-коллекционер. Белье, натянутое на дуршлаг, он отыскал в китайском квартале Нью-Йорка. А ванна-кровать - собственность некоего Геннадия из Рязанской области. Стояла в огороде.
«Я хочу поделиться этим художественным впечатлением со зрителем, вопросы, которые эти вещи могут задать пытливому зрителю, они важны», - говорит художник Владимир Архипов.
Современное искусство без вопросов вообще не существует. И главный из них - что же все-таки останется на века? Ведь прошло сто лет, и шедевром ХХ века признали знаменитый фонтан Марселя Дюшана – писсуар, развернутый на 90 градусов.
К современному искусству сложно привыкнуть. Такая тонкая грань между «нравится» и «раздражает». Вот как стенка ржавой ванны — границы между классической концовкой репортажа и хулиганством.