Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
21 июня 2017, 21:25

Реставраторы подняли в воздух легендарный штурмовик времен Великой Отечественной

Новая жизнь легендарного штурмовика времен Великой Отечественной. Ровно пять лет назад, мы рассказали о подъеме со дна озера в Мурманской области сбитого Ил-2. И все это время группа специалистов из Новосибирска занималась его реставрацией. Сейчас эта машина вновь поднялась в воздух.

70 лет он пролежал на дне озера, еще четыре года ушло на реставрацию, и вот снова в небе. Пока Ил-2 в воздухе, на земле вся команда авиареставраторов – в напряжении. Летчик-испытатель Владимир Барсук по рации докладывает обстановку.

Теперь они вглядываются в небо, чтобы полюбоваться полетом. А ведь еще вчера в ангаре инженеры, конструкторы, механики корпели над каждой частью, каждым болтиком военной машины. Большинство родных деталей Ил-2 удалось сохранить. Планы, схемы и чертежи - реставраторы работали по оригинальным документам.

Ил-2 – самый массовый боевой самолет в истории авиации. Их собирали и днем и ночью, выпускали по сотне в месяц, вспоминает Сергей Игнатьевич, в 42-м он работал на авиазаводе слесарем.

«Ночью на завод явился директор и объяснил, что Иосиф Виссарионович требует увеличить выпуск военных самолетов в два раза. И он, спрашивает какого-то начальника цеха: «Как вы считаете, можете выполнить такое поручение?» - «Выпустить можно с величайшим трудом, конечно", - рассказывает ветеран труда Сергей Сухоедов.

При всех невысоких летно-технических характеристиках и не лучшей маневренности, бронированный Ил-2, по рассказам конструкторов, отличался особой живучестью. Он мог летать при таких повреждениях, от которых другие самолеты разваливались в воздухе. За это его ненавидели немцы и так любили советские солдаты, называя Ил-2 «летающим танком».

Ноябрьским вечером 43-го несколько таких «танков» отправились на боевое задание – бомбить немецкий аэродром в Луостари. Их встретили плотным огнем, в небо поднялись «Мессершмитты».

В том воздушном бою было сбито много советских самолетов. Для летчика Валентина Скопинцева это был всего третий полет на Ил-2. И его машина тоже получила сильные повреждения – один из снарядов пробил обшивку, разорвал проводку и уничтожил механизм шасси. Чтобы избежать смертельно опасного столкновения с землей, Скопинцев принял решение садиться прямо на лед, а приземлившись, вытащил раненного стрелка из кабины и три километра нес его до аэродрома.

Самолет посажен на озеро, затонул. Летчик получил легкие ранения головы. Это летная книжка Валентина Скопинцева.

Его дети Олег и Евгения пять лет назад вместе с поисковиками исполнили мечту отца, отыскали тот подбитый самолет. Мурманская область, озеро Кривое. Очень осторожно, с помощью крана из воды поднимают штурмовик. Самолет почти полностью сохранился, лишь покрылся ржавчиной.

«Северные озера, достаточно холодная вода, мало кислорода и глубина 22-25 метров это очень хорошая. Более того, бронекорпус и крыло было заилино. Хвостовая часть деревянная была утрачена», - рассказывает руководитель проекта «Крылатая память Победы» Борис Осетинский.

«При неслитой системе дозалить в баки до 55 литров по масломеру», - это памятка по заливке масла в бак. Обратите внимание, на ошибку в слове – «неслитой». Эта надпись мгновенно исчезла, как только Ил-2 подняли из воды. Обнаружили ее на случайных фотографиях, благодаря им удалось прочитать и вернуть ее на хвостовую часть самолета. К слову, орфографическую ошибку, допущенную еще в 43-м решили оставить. Вообще, авиареставраторы пытались максимально точно, насколько это было возможным, вернуть самолету первоначальный облик, тон в тон подбирали краску.

Первый полет легендарного Ил-2 уже в мирном небе прошел успешно. Сегодня в России самолетов времен войны, которые не просто собрали из обломков, а, что называется, поставили «на крыло», всего 14. У авиаторов есть идея организовать ретро-парад и собрать в небе все летающие раритеты.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей