Реставраторы подняли в воздух легендарный штурмовик времен Великой Отечественной
Новая жизнь легендарного штурмовика времен Великой Отечественной. Ровно пять лет назад, мы рассказали о подъеме со дна озера в Мурманской области сбитого Ил-2. И все это время группа специалистов из Новосибирска занималась его реставрацией. Сейчас эта машина вновь поднялась в воздух.
70 лет он пролежал на дне озера, еще четыре года ушло на реставрацию, и вот снова в небе. Пока Ил-2 в воздухе, на земле вся команда авиареставраторов – в напряжении. Летчик-испытатель Владимир Барсук по рации докладывает обстановку.
Теперь они вглядываются в небо, чтобы полюбоваться полетом. А ведь еще вчера в ангаре инженеры, конструкторы, механики корпели над каждой частью, каждым болтиком военной машины. Большинство родных деталей Ил-2 удалось сохранить. Планы, схемы и чертежи - реставраторы работали по оригинальным документам.
Ил-2 – самый массовый боевой самолет в истории авиации. Их собирали и днем и ночью, выпускали по сотне в месяц, вспоминает Сергей Игнатьевич, в 42-м он работал на авиазаводе слесарем.
«Ночью на завод явился директор и объяснил, что Иосиф Виссарионович требует увеличить выпуск военных самолетов в два раза. И он, спрашивает какого-то начальника цеха: «Как вы считаете, можете выполнить такое поручение?» - «Выпустить можно с величайшим трудом, конечно", - рассказывает ветеран труда Сергей Сухоедов.
При всех невысоких летно-технических характеристиках и не лучшей маневренности, бронированный Ил-2, по рассказам конструкторов, отличался особой живучестью. Он мог летать при таких повреждениях, от которых другие самолеты разваливались в воздухе. За это его ненавидели немцы и так любили советские солдаты, называя Ил-2 «летающим танком».
Ноябрьским вечером 43-го несколько таких «танков» отправились на боевое задание – бомбить немецкий аэродром в Луостари. Их встретили плотным огнем, в небо поднялись «Мессершмитты».
В том воздушном бою было сбито много советских самолетов. Для летчика Валентина Скопинцева это был всего третий полет на Ил-2. И его машина тоже получила сильные повреждения – один из снарядов пробил обшивку, разорвал проводку и уничтожил механизм шасси. Чтобы избежать смертельно опасного столкновения с землей, Скопинцев принял решение садиться прямо на лед, а приземлившись, вытащил раненного стрелка из кабины и три километра нес его до аэродрома.
Самолет посажен на озеро, затонул. Летчик получил легкие ранения головы. Это летная книжка Валентина Скопинцева.
Его дети Олег и Евгения пять лет назад вместе с поисковиками исполнили мечту отца, отыскали тот подбитый самолет. Мурманская область, озеро Кривое. Очень осторожно, с помощью крана из воды поднимают штурмовик. Самолет почти полностью сохранился, лишь покрылся ржавчиной.
«Северные озера, достаточно холодная вода, мало кислорода и глубина 22-25 метров это очень хорошая. Более того, бронекорпус и крыло было заилино. Хвостовая часть деревянная была утрачена», - рассказывает руководитель проекта «Крылатая память Победы» Борис Осетинский.
«При неслитой системе дозалить в баки до 55 литров по масломеру», - это памятка по заливке масла в бак. Обратите внимание, на ошибку в слове – «неслитой». Эта надпись мгновенно исчезла, как только Ил-2 подняли из воды. Обнаружили ее на случайных фотографиях, благодаря им удалось прочитать и вернуть ее на хвостовую часть самолета. К слову, орфографическую ошибку, допущенную еще в 43-м решили оставить. Вообще, авиареставраторы пытались максимально точно, насколько это было возможным, вернуть самолету первоначальный облик, тон в тон подбирали краску.
Первый полет легендарного Ил-2 уже в мирном небе прошел успешно. Сегодня в России самолетов времен войны, которые не просто собрали из обломков, а, что называется, поставили «на крыло», всего 14. У авиаторов есть идея организовать ретро-парад и собрать в небе все летающие раритеты.