50 лет назад начал работать главный телецентр страны «Останкино»
Телевизионный юбилей – полвека назад начал работу телецентр «Останкино». Теперь это колоссальный цифровой город, движение в котором не прекращается ни на секунду. Сейчас здесь, по знаменитому адресу улица Академика Королева, 12, продолжает создаваться история телевидения. Сотрудникам центра, а также телевизионной и радиовещательной сети объявил благодарность президент.
А ведь никакого «Останкино» могло и не быть. Телецентр и башню думали построить то прямо на Ленинских горах, то в Черемушках, то вообще у метро «Кропоткинская». Только представьте, знаменитый телецентр «Кропоткино» или «Черемушкино» – могло быть и так. Но в последний момент выбор пал на живописную окраину столицы.
И вот «Останкино» в эфире уже 50 лет. На момент постройки телебашня была самым высоким зданием в мире, как и телецентр — самым большим. А сегодня это настоящие символы телевидения. Два десятка каналов, круглосуточное вещание; здесь ежедневно производится больше 100 часов контента.
Типичная суета в кулуарах одной из телестудий. Минуты до съемки... Камеры, свет, декорации – здесь, в «Останкино», можно изобразить любую телевизионную историю. Каждая студия — словно живой конструктор.
«Вот, товарищи, это выкатывается макет мочевого пузыря. Это организм человека», – показывает элементы для оформления студии передачи «Жить здорово!» ее ведущая Елена Малышева.
В телецентре одна из самых больших коллекций реквизита. Ее собирали по комиссионкам всего Союза, настоящий антиквариат, мебель, оружие, одежда. Здесь изготовлены тысячи костюмов - например, коллекция костюмов Валдиса Пельша для программы "Угадай мелодию!"
Таким «Останкино» наверняка не видели многие, даже из тех, кто работает в телецентре. Бетонный лабиринт с тусклыми фонарями и лестницы, уходящие все глубже под землю. На самом деле, это пространство между стенами телецентра и съемочными студиями. Каждая из них построена по принципу «коробка в коробке», все сделано для идеальной звукоизоляции, некоторые помещения даже на пружинах.
«Вот эта штука называется виброизоляция. Мы защищены полностью от любого звука внешнего», – поясняет начальник лаборатории акустики ТТЦ «Останкино» Владимир Сиводедов.
Чего здесь только нет. Арт-инсталляции, магазины, салоны красоты, отделения банков. «Останкино» — настоящий город в городе. А если долго гулять по коридорам, можно наткнуться на совсем странные вещи вроде барельефа неизвестного на стене, или вовсе заблудиться. В «Останкино» есть настоящие секретные улицы. Подземный проспект Юшкявичюса – это практически Аллея звезд. Вокруг – портреты людей, писавших историю телевидения. А появился этот проспект, как переход из старого здания телецентра в новое, построенное к Олимпиаде-80.
«Надо было переходить через улицу, и в проекте это не предусмотрели. Они подвели меня к окну и говорят, Генрих Зигмундович, посмотрите, вот постоим час — проедут две машины. Я говорю, ничего не знаю. Короче говоря, настоял и оказался прав», – рассказывает заместитель председателя Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР с 1971 года по 1990 год Генрих Юшкявичюс.
«Самая основная ценность, которая есть в телецентре — это все-таки не железо, не программы, софт. Самая основная ценность — это люди. Удивительный коллектив, который здесь трудится в состоянии стресса, потому что программа передач более жесткая, чем расписание самолетов или поездов», – говорит генеральный директор телевизионно-технического центра «Останкино» Михаил Шубин.
Стрессовых и даже форс-мажорных ситуаций в этой работе немало. В 2000 году пожар превратил в пепелище две трети Останкинской башни.
«Мы выходим на телеканале «Столица», единственном, который сейчас работает в Москве. Прекращено вещание каналов НТВ, ОРТ и РТР», – звучало тогда из телеприемников.
Конструктор Владимир Травуш работал над проектом башни вместе с ее автором, знаменитым архитектором Николаем Никитиным. 17 лет назад после пожара перед ним встал нелегкий выбор.
«Нужно было принять решение, можно ли оставить башню. Если бы до этого я бы не делал ее расчетов, то, конечно, надо было сразу упасть в обморок. А если ее до этого считал уже несколько раз, то понимаешь, что с ней происходит», – рассказывает академик РААСН, главный конструктор ЗАО «Горпроект» Владимир Травуш.
По завету архитектора Никитина башня должна простоять еще не меньше 250 лет. За полвека — от черно-белой картинки до цветного телевидения высокой четкости. Что дальше? Увидите на своих экранах и мониторах. Историю телевидения продолжают писать здесь, в «Останкино».
Мы поздравляем наших коллег, людей, влюбленных в телевидение! Спасибо за то, что помогаете нам создавать программы и выходить в эфир.