Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
16 сентября 2018, 10:15

Сразу две выставки из коллекции Русского музея открылись в испанской Малаге

Гении от искусства, их полотна обладают особой, гипнотической силой и притягательностью. Над ними не властны мода и время. В испанской Малаге открылись сразу две выставки из коллекции Русского музея. Так много полотен знаменитых авангардистов Казимира Малевича и Давида Бурлюка тут еще не видели. Для гостей это уникальная возможность окунуться в загадочный мир художников-новаторов и мастеров эпатажа.

«Нравится или не нравится, искусство об этом вас не спрашивает», — уверенно заявлял Малевич. И сам совсем не пытался понравиться. Его занимала другая идея: заново придумать выразительный язык искусства, где не будет привычных сюжетов и героев. Художник будто взглянул на Землю извне. И вот уже не важно, где верх, а где низ, лево и право. Прямо как в космосе! Только в его вселенной вместо солнца все крутится вокруг «Черного квадрата».

«Черный квадрат» — это в данном случае выражение, как он сам говорил, некой пустыни. То есть это ноль форм, ничто. И вот из этого ноля форм начинается что-то новое, другое», — рассказывает заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе Евгения Петрова.

Рядом «Черный круг» и «Черный крест». Те самые, что были показаны на легендарной выставке супрематистов «0, 10». Казимир Малевич тогда перевернул игру, водрузив свой «Квадрат» в красном углу — месте, где в домах вообще-то висели иконы. А вот на испанской выставке в этом углу «Красный квадрат».

«Черный квадрат», к сожалению, не принадлежит Русскому музею. А «Красный квадрат» принадлежит Русскому музею. Поэтому на этой выставке в красном углу висит «Красный квадрат», — поясняет Евгения Петрова.

И пусть оригинал «Черного квадрата» висит в Новой Третьяковке, именно у Русского музея самая внушительная коллекция Малевича — более двух сотен произведений! Помимо живописи, это еще и графика, архитектоны — модели супрематической архитектуры, и даже костюмы к опере «Победа над солнцем». В ней угловатые люди будущего борются с буржуазными предрассудками, произнося заумные стихи из одних согласных.

Здесь же «Скачет красная конница». Картина, написанная по законам золотого сечения. Кстати, это единственная работа Малевича, которую признавало официальное советское искусство. Рядом и более поздний период мастера — супранатурализм. На картинах вроде бы появляются персонажи, но они словно не имеют веса, и лиц у них тоже нет. По мнению художника, именно так государство воспринимало крестьян во время коллективизации.

«На этой выставке столько работ Малевича! Я никогда не видел так много в одном месте. Здесь осознаешь: достаточно всего одного художника, но выдающегося, чтобы изменить ход истории искусства», — отмечает директор музея города Вормс (Германия) Олаф Мюкаин.

В соседнем зале открылась выставка Давида Бурлюка. Его называли первым футуристом России. Он стал использовать в своих работах коллажи — из фанеры, шестеренок, металлических пластин. Экспериментировал с пространством, например, пейзаж сразу с четырех точек зрения. Да и сам выглядел эпатажно. Со стеклянным глазом, татуировкой на щеке и серьгой в ухе. А ведь это начало ХХ века!

«Он вместе с Маяковским создавал такие уникальные произведения. Маяковский тоже был художником. И они даже иногда спорили, кто из них был более авангардный», — рассказывает руководитель издательства Государственного Русского музея Йозеф Киблицкий.

Бурлюк часто повторял своим ученикам: «Художественное произведение должно быть как аккумулятор, от которого исходит энергия». И подзарядиться на этой выставке все жители и гости Малаги смогут до февраля.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей