Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
9 октября 2018, 21:04

Синод Константинопольского патриархата решает судьбу православия

 

Кирилл Клейменов

Прямо сейчас в Стамбуле проходит заседание священного Синода вселенского патриархата. Тема — предоставление автокефалии, то есть независимости, украинской православной церкви. Современные богословы, да просто православные верующие теряются в догадках. Кому именно члены синода будут предоставлять независимость?

Сейчас на Украине три условно православных религиозных образования. Самая многочисленная — украинская церковь Московского патриархата. По идее, это единственно законная, всеми признанная православная церковь на Украине. Но ей предоставить автокефалию несколько странно. Всем понятно, что автокефалия в данном случае означает независимость от Москвы, то есть от самой себя. Она ей вряд ли воспользуется.

Вторая по величине — раскольника Филарета. Ее будет признать затруднительно, так как вселенский патриарх много раз заявлял о нелегитимности Филарета и филаретовцев на Украине. Равно как и главы 14 оставшихся поместных церквей.

Остается еще так называемая Украинская автокефальная православная церковь. Но ее, что называется, в микроскоп не видно, настолько она малочисленна, если не сказать маргинальна.

Поэтому, повторяю, все теряются в догадках. Как же, а главное кому вселенский патриарх намерен дать автокефалию?

Не будучи богословом, рискну заявить: это внешне непреодолимое противоречие с успехом и в ближайшее время будет преодолено. И вот откуда моя уверенность.

Видите эту приоткрытую дверь? За ней резиденция патриарха Константинополя — нового Рима. Это небольшой район Стамбула. Называется Фанар. Попасть внутрь можно только через эту небольшую дверь. Сами ворота всегда закрыты. Потому что на них турки повесили 11 вселенских патриархов. После одиннадцатого ворота закрылись навсегда. Осталась только эта дверь.

Греция была частью турецкой империи. Пока мы их не освободили от турецкого ига. И когда греки поднимали очередное восстание, турки вешали патриарха. Так как они именно его считали верховным начальником греков — этнархом. В общем, не вдаваясь в лишние подробности, заметим: несладко жилось вселенским патриархам — предшественникам нынешнего Варфоломея. Очень несладко. Но не всем.

Так продолжалось вплоть до 48 года прошлого века. Три года как закончилась Вторая мировая война, и началась война холодная. Патриархом Константинопольским был тогда Максим. Но у него был один совершенно неприемлемый изъян. Он недопонимал важности момента. А конкретно — не испытывал должной ненависти к России.

И вот — бинго! На личном самолете тогдашнего президента США Трумэна в Стамбул прибывает архиепископ американский Афиногор. Патриарха Максима объявляют недееспособным и упекают в психушку.

Синод, ну, вот, примерно тот же, что сейчас заседает, только ровно 70 лет назад. Синод должен избрать Афиногора патриархом. Надо отдать им должное — они сделали это не сразу, а только со второго раза — с минимальным перевесом голосов. С ними убедительно поработали. Патриарха из Америки избрали, и он тут же сделал заявление. Цитирую: «Америка помогает Греции и Турции, так как она знает, что эти два государства должны бороться против дикого зверя, угрожающего человечеству».

Ну. Этот дикий зверь, разумеется, наша с вами страна. Наши с вами деды и прадеды, только что выигравшие самую страшную в истории войну. Короче. С тех пор жизнь патриархов в Стамбуле изменилась радикально. Стала гораздо, несравнимо лучше и веселее. Но за веселье, как известно, надо платить. И с тех пор на рабочем столе каждого вселенского патриарха вместо иконы Христа или Божьей матери — трогательный портрет американского президента с личной подписью и пожеланием успехов в нелегком служении. И успехи никогда не заставляют себя долго ждать. Так и в этот раз будет.

Резиденция константинопольского патриарха находится в православном квартале Стамбула — Фанар, правда, понятие православный квартал довольно условное — к резиденции со всех сторон подступают мечети. Так что призыв муэдзина на намаз нередко заглушают звуки православной молитвы.

Фанар — в окружении сувенирных лавок и уличных кафе. Священников в привычных одеяниях здесь не увидишь. Местные законы запрещают им появляться на улице в религиозном облачении, рядом дежурит полиция. Иерархи из епархий константинопольской церкви собрались здесь накануне вечером и пределов резиденции не покидают. Заседание Синода проходит за закрытыми дверями с перерывами на трапезу и молитву. Никаких комментариев и заявлений. В Стамбул приехали и журналисты основных украинских каналов, каждый час они выходят в прямой эфир.

Решения Синода журналисты ждут вот на этом пятачке — между храмом Святого Георгия и резиденцией константинопольского патриарха воина этой дверью и решается вопрос об автокефалии для украинских раскольников за ней — парадная лестница и лик спасителя. Все — дальше вход журналистам запрещен.

Именно здесь месяц назад патриарх Варфоломей и сообщил о намерении предоставить автокефалию Украинским раскольникам по запросу киевских властей, что само по себе является нарушением всех канонов — ведь церковь отделена от государства. Кроме того, автокефалию в принципе может предоставить только материнская церковь по собственной инициативе. Ведь еще около 300 лет назад Константинополь документально подтвердил, что Украинская метрополия навсегда вошла в состав Русской православной церкви, и это Вселенскими патриархами никогда не оспаривалось. Сейчас Варфоломей утверждает, что ничего подобного не было, юрисдикция Москвы над Киевом была временной, поэтому формально Украинская церковь все это время относилась к ведению Константинополя и якобы он имеет полное право предоставить ей автокефалию. Но документы из церковных архивов опровергают эту версию.

«Митрополия Киевская да будет подчинена святейшему Патриаршему престолу Московскому, и архиереи в ней да признают старейшиной и предстоятелем Патриарха Московского, какой будет в данное время, как рукополагаемые им», — записано в постановлении от 1686 года Константинопольской церкви.

Пренебрежение исторической правдой вызвало возмущение в православном мире. Против легализации раскольников выступили многие поместные церкви, они поддержали предложение РПЦ созвать всеправославный Собор. До сих пор эти призывы патриарх Варфоломей игнорировал, тем самым пренебрегая интересами подавляющего большинства верующих на Украине. Конфликт активно подогревается националистами и давно приобрел политическую окраску.

«Очень сложно на бытовом уровне человеку на Украине объяснить суть проблемы. Потому что ему как говорят — мы где живем? На Украине. В Украине. У нас какая столица? Киев. Значит, какой у нас должен быть патриархат? Киевский, конечно. И вот так вот на пальцах объяснить человеку, что это совсем не так, что Русская православная церковь — это не церковь Российской Федерации. И что слово русский относится не к государству Россия современному, а относится к тому, что мы называем пространством исторической Руси, а это 16 современных государств», — отмечает председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

В Русской православной церкви, как и в других, не раз выражали опасения, что легализация раскольников приведет к новому витку противостояния. Только за последние четыре года раскольники, используя в качестве силовой поддержки националистов, захватили там около 50 храмов.

«Если какая-то структура под названием автокефальная церковь будет создана эта структура получит полную государственную поддержку и, конечно, эта структура заявит о своем праве на всю церковную собственность на всей территории, которая находится в юрисдикции украинского правительства. Безусловно, начнется и процесс отъема собственности, то есть, прежде всего, церквей, лавр, монастырей и так далее, и дискриминация тех людей, которые откажутся вступать вот в эту самую нелегализованную отчасти легализованную патриархом Варфоломеем раскольническую структуру», — объясняет профессор церковной истории православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин.

По некоторым данным, киевские власти уже составили список из 24 святынь, которые они хотят отобрать у канонической православной церкви, в их числе такие знаковые для верующих обители как Киево-Печерская лавра и Феофановский скит в Киеве. По словам анонимного источника, захват храмов запланирован уже на следующей неделе — в праздник Покрова Богородицы 14 октября. Сейчас весь православный мир с тревогой ждет новостей из Стамбула ситуация очень серьезная и грозит новым церковным расколом. Синод продлится еще два дня, по его итогам ожидается специальное заявление.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей