В Третьяковской галерее открылась масштабная выставка Василия Поленова
Московский дворик. Тот самый, что Василий Поленов писал из окна своей квартиры, предположительно на втором этаже. Того дома давно уже нет, на его месте стоит другой, а сам дворик – выглядит так. До сих пор стоит храм, что изображен на картине. Спас на Песках. А вот на этом перекрестке было перекрестье тропинок.
Москва, какой теперь ее и не сразу узнаешь. Неспешная. Почти деревенская. Сам Поленов называл эту картину «Арбатский уголок». Но таким он случился не сразу. Вот первый вариант. Только через год здесь появились дети, развешенное на ветру белье, гуляющие куры. Современники восхищались, он сам критиковал: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время».
Спустя время этот пейзаж стал хрестоматийным. С него начинается экспозиция в Третьяковской галерее.
– У этой картины совершенно особенное место. Это прорыв. Потому что, да, свет, день, цвет вдруг врываются в живопись. Ощущения абсолютного счастья, разлитого по всему полотну, – рассказывает Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.
Так и хотел Поленов. Он говорил: искусство должно давать счастье и радость. И они у него повсюду. И в «Бабушкином саду», это тоже Москва XIX века, и в осенних абрамцевских пейзажах.
В соседнем зале библейский цикл. Правнучка Поленова, конечно, не впервые видит эти работы. Но каждый раз останавливается.
– Здесь собраны очень важные его произведения. И в них прослеживается желание Василия Поленова увидеть, отразить земной путь Спасителя через пейзаж. Написать свое евангелие от русского реализма, – говорит Наталья Поленова, правнучка Василия Поленова.
Сердце экспозиции – вот это полотно. «Христос и грешница». Оно хранится в Русском музее Петербурга, стены которого покидало лишь однажды, во время Великой Отечественной. Этот шедевр Поленов задумал еще мальчишкой. Воплотил почти через 20 лет.
Он стал первым русским живописцем, так отразившим земной путь Христа.
– Он хотел дать образ человека, наделенного высотой этической, чтобы воспроизвести обстановку во времена Христа он совершил путешествие в Палестину, Египет. Ему стало там понятно, что в принципе мало что изменилось, – комментирует Элеонора Пастон, куратор выставки.
Поленов на выставке не только художник. Здесь и его эскизы театральных декораций и архитектурные проекты.
– Он занимался архитектурой, писал музыку, занимался педагогической деятельностью. Архитектуру называют его страстью. Здесь представлен проект аббатства, так Поленов называл свою мастерскую в усадьбе, которая была построена по его проекту, – говорит Дарья Манучарова, помощник куратора выставки.
Всего в Третьяковской галерее 150 работ Поленова из музеев и частных коллекций. Есть и те, что выставляются впервые. И в каждой неповторимая поленовская гармония.
– Это вид дневной на Тарусу. А здесь, посмотрите, тот же вид на Тарусу, когда Поленов сюда едет вечером. Вид Тарусы в такой атмосфере любви к этому городку, – показывает Элеонора Пастон.
В сумерках огонек. И так в картинах Поленова всегда. Даже в самых мрачных красках – светло.