У берегов Крыма подняли торпедный катер, затонувший в самые трудные дни битвы за Севастополь
Катер обнаружили спустя почти 80 лет, обследовали на глубине и бережно подняли, чтобы передать реставраторам. Десятилетия в соленой воде не прошли даром. Что произошло, когда катер был уже над водой?
Морская операция началась, как только позволила погода и перестало штормить. Плавкран и буксиры наготове, водолазы проводят финальную подготовку. Торпедный катер времен Великой Отечественной войны лежит на 12-метровой глубине.
«Красивый, нормальный стоит на ровном киле, снизу немного дырки есть, а так — целый, не гнилой, живой. Хорошо, что его не замыло целиком», — говорит водолаз аварийно-спасательного отряда Игорь Афанасенко.
Над водой показывается корпус торпедного катера Г-5, моряки омывают его пресной водой. Без малого этот корабль пролежал на морском дне 78 лет. Предположительно, он погиб в результате столкновения в Карантинной бухте в последние недели героической обороны Севастополя.
Журналистам Первого канала удалось в числе первых подойти к затонувшему кораблю и даже подняться на борт. Через несколько минут дюралюминиевый корпус катера ломается на весу — корма скрывается под водой. На малом ходу аварийно-спасательному отряду все же удается доставить катер к причалу.
Внутри тонны ила. Орудий нет. Вероятно, пулеметы сняли «черные дайверы». С левого борта видны следы мощного удара. Севастопольские историки предполагают, что этот «Глиссирующий-5», самый массовый торпедный катер, во время вражеского авиационного налета потерял управление и столкнул с другим кораблем. При обороне Севастополя в 1941-1942 годах затонуло шесть торпедных катеров данного типа. Один из них, с бортовым номером 61, пропал без вести в Карантинной бухте, именно там где его обнаружили водолазы. Все это время о судьбе катера, как и экипажа, не было известно ничего.
«Предположений очень много может быть, но факт остается один: катер с бортовым номером 61 погиб 15 июня 1942 года. Торпедные катера должны были обеспечивать проводку всех караванов в Севастополь, в главную базу, и из Севастополя на Кавказ. Они должны были обеспечивать перевозку сюда пополнения боевой техники, боеприпасов, иногда выполняли несвойственные им задачи, например, спасли семерых летчиков-черноморцев, которые приводнились на воду, и даже один гидросамолет», — говорит заведующая сектором истории Великой Отечественной войны Севастопольского военно-исторического музея-заповедника Ирина Агешева.
Легкий и маневренный, развивающий скорость свыше 100 километров в час. Катера Г-5 участвовали во всех десантных операциях при обороне и освобождении Севастополя и Крыма. Они разминировали акваторию и обстреливали береговую линию противника. В годы Великой Отечественной войны погибло 58 торпедных катеров. Поднятый сегодня на поверхность, после обследования и ремонта займет достойное место в Музее города-героя.