Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
4 мая 2020, 12:16

Исполнилось 150 лет со дня рождения художника Александра Бенуа

Сегодня — 150 лет со дня рождения Александра Бенуа. Практически каждая работа художника становилась шедевром, будь то книжная графика, пейзажи или оформление знаменитых балетных постановок. Талант позволил ему стать художественным руководителем самых известных в мире театральных гастролей — «Русских сезонов». 

«Когда говорят о нашей семье, первый, кого вспоминают, – это Александр Николаевич. Его объединение "Мир искусства" появилось как раз в тот период, когда старые формы уже не устраивали ни творцов, ни зрителей», — рассказывает Анастасия Мурзина-Бенуа, двоюродная праправнучка А.Н.Бенуа.

Редчайшая хроника начала XX века – русский балет в Париже. Гастроли длиною в полтора десятилетия – с 1906-го по 1924-й. Организатор — Сергей Дягилев, главный идеолог и вдохновитель — Александр Бенуа. Иностранцы потрясены синтезом музыки, танца, света и живописи. Декорации впервые становятся самостоятельным произведением искусства. Даже эскизы к костюмам «Павильона Армиды» готовы скупать как большие картины.

«Он живописную сторону этого спектакля соединил с натуральными театральными эффектами. Так, во втором акте на сцене был настоящий фонтан, и плеск падающей воды гармонично сочетался с музыкой Черепнина», — рассказывает генеральный директор ГЦТМ им. А. Бахрушина Дмитрий Родионов.

Но начиналось все в тишине. В конце XIX века молодой юрист Александр Бенуа приезжает в Версаль делать наброски. Рождается серия, полная непривычных форм. Версаль станет одной из главных тем его жизни. И вожделенным трофеем для коллекционеров всего мира. Первым рисунки покупает меценат Третьяков.

«Конечно, больше всего я люблю "Прогулку короля" — работу, которую, наверное, знают все. Где король со свитой прогуливается по Версалю и кажутся ожившими отражения бронзовых фонтанных скульптур», — говорит заведующая отделом графики XVIII - начала XX века Государственной Третьяковской галереи Ирина Шуманова.

Поиск новых форм и содержания подхватили художники «Мира искусства» — кружка и журнала. К Бенуа и Дягилеву примкнули Бакст, Сомов, Лансере, позже Бибилин, Рерих. В 1903-м Бенуа получил заказ на иллюстрации к Медному всаднику. 

В издательском деле он совершил переворот: оформление книги превратил в ювелирное искусство. Вот «Азбука» Бенуа. «У» не какая-нибудь «улитка», а «ураган». Говорят, он писал буквы для сына Николеньки, чтобы картинки будили воображение. С тех пор зрители и прилипают к ним, открывая новых персонажей, прослеживая переплетение виньеток.

С началом «Русских сезонов» авторитет художника столь велик, что даже большевики зовут его в Зимний после революции атрибутировать царскую картинную галерею. Возможно, именно составленный им каталог помог избежать полного разграбления Эрмитажа.

Но в 1926-м, как «отжившая фигура старого мира», Александр Бенуа покидает Россию. Он еще будет ставить спектакли в Париже, его позовут в «Ла Скала», кинематограф завалит работой. Но гигантский труд «История живописи всех времен и народов» так и останется незаконченным. 117 тетрадей дневников до сих пор ждут своего исследователя.

«Художник, критик, редактор журнала. Масштаб его личности стереоскопичен, требуется аналогичный расшифровщик», — сказала куратор выставки «100 работ от Александра Бенуа» Наталия Курникова.

В годы войны он вернулся к пейзажам: рисовал по памяти Петергоф, Царское село, старый Санкт-Петербург — потерянное прошлое, в котором Бенуа находил больше родства, чем с настоящим. Но в этом своем обратном движении он оказался гораздо большим футуристом.

«У меня на коленях лежит книжка выставки, которая была недавно в Версале, называется "Возрождение Версаля". И на обложке как раз "Купальня маркизы" Бенуа воспроизведена. Тот факт, что они выбрали на обложку, свидетельствует о признании роли Бенуа в европейском художественном контексте тоже», — сказал заместитель заведующего отдела графики ГМИИ им. А.С.Пушкина Олег Антонов.

«Мир искусства» для него не был только журналом или кружком, это был образ его жизни, его пространство — мир.

Бенуа прожил почти 90 лет. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль. Надпись на плите – «Художник».

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей