Театр на Малой Бронной представляет сразу две громкие постановки: «Бэтмен против Брежнева» и «Бесы»
Советский триллер и авторское прочтение Достоевского. Во «Дворце на Яузе», где на время ремонта исторической сцены обосновался «Театр на Малой Бронной», сразу две громкие премьеры. «Бэтмен против Брежнева» спектакль-провокация: что бы делал американский супергерой, будь он советским гражданином? Вторая громкая постановка — «Бесы». Константин Богомолов спорит с Достоевским и в очередной раз шокирует зрителей.
За кулисами Дворца на Яузе кипит жизнь. Сюда переехал Театр на Малой Бронной, пока в здании на Патриарших идет ремонт. Актрисе Ольге Лапшиной гримеры приклеивают непривычно широкие брови, в новом спектакле «Бэтмен против Брежнева» она играет — генсека.
«В таком замечательном парике, в таком гриме, можно просто как сыр в масле купаться в этом образе», — признается актриса.
Темный рыцарь эпохи застоя. А что если бы Бэтмен жил в СССР? Возможно, его бы звали Анатолий Дудочкин, он бы работал в газете «Вечерний Готэм», жаловался бы на дефицит и боялся выпросить для семьи путевку в Крым. Его бы наверняка дома пилила теща, а о его супергеройских подвигах очевидцы рассказывали бы дикторам центрального телевидения.
«Так же, как все, у него панелька, чешская стенка, кухня из ДСП, скромно, вместо «Бэтмобиля» у него «Бэтжигуль», — отмечает актер, исполнитель роли Бэтмена Сергей Епишев.
После очередного спасения сберкассы от налетчиков, о Бэтмене узнает и Брежнев. И теперь все о чем мечтает генсек это подружиться с супергероем. Этот спектакль не пародия, а, скорее, ностальгия по молодости, по теплу и уюту домашних разговоров на кухне, по фильмам Гайдая и мелодиям, которые звучат в сердце до сих пор.
А вот и еще одна не менее обсуждаемая премьера этого сезона в Театре на Малой Бронной — спектакль «Бесы». Это может показаться неожиданным, парадоксальным и даже шокирующим, но только если вы не знакомы с творчеством Константина Богомолова. Режиссер уже не раз вступал в диалог с Достоевским. Но это уже даже не диалог, а спор с автором, крик души.
«Это спор с традиционными взглядами Достоевского, с клише всевозможными, которыми наполнены наши мозги со школьных времен, мы ведь читаем Достоевского в школе, как правило, а потом не возвращаемся к этим текстам; я и Достоевский спорим с залом, скажем так», — рассказывает режиссер, худрук Театра на Малой Бронной Константин Богомолов.
Игорь Миркурбанов — он играет Петра Верховенского — уверен, что такой взгляд на «Бесов» Достоевского задевает зрителей за живое.
«Это безумно интересно, безумно, что ли, дисциплинирует, концентрирует, потому что круг его вечных вопросов Федора Михайловича, этих проклятых и вечных вопросов, он заставляет все время как-то взгляд и в себя и наружу, и заставляет все время быть в каком-то таком поиске и напряжении», — говорит актер.
Губернское поместье Варвары Ставрогиной здесь становится домом на Рублевке. Это «Бесы» нового времени, но люди со времен Достоевского не поменялись: кризис душ, отсутствие ценностей и смысла жизни.
«Это такой огромный монолог Федора Михайловича о том, о чем он переживал, думал, чего боялся, во что влюблялся, что ненавидел, что обожал», — отмечает Константин Богомолов.
У Богомолова 27-летнего юношу может играть артист за 50, роль мужчины, исполнять женщина, и даже несчастная болезненная Марья Хромоножка не так проста и невинна, как кажется.
«Она агрессивная, она наглая, она знает, что она хочет, и зачем она в этом мире находится», — поясняет актриса Мария Шумакова.
Величайший роман Достоевского в разное время ставил и Юрий Любимов в Театре Вахтангова и легендарный Анждей Вайда в «Современнике». Спектакль Богомолова — это не еще одна версия классики, а его взгляд на Достоевского. Мрачная философия, которая живет за ярким занавесом с изображением индийской богини Кали, богини, чьим предназначением было уничтожать бесов.