Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Сообщить о технической проблеме

Когда машинам люди станут не нужны?

В прошлой программе мы рассказывали о тотальной слежке за нами. Не спецслужбы за нами следят. А наши айфоны, телевизоры и даже такси. Следят, изучают наши привычки, чтобы что-нибудь нам продать. И от этой слежки уже никуда не денешься.

Сегодня — автомобили. Какими они будут в недалеком будущем? В Европе размышляют о полном переходе на электромобили. В Китае тоже. Конгресс США разрешил выпустить на дороги 25 тысяч беспилотных автомобилей. Эту квоту планируют увеличить до ста тысяч. Беспилотники, похоже, становятся трендом. Откуда взялась идея автомобилей без водителей?

« — Это для чего кнопка? — спросил Незнайка.

— Для вызова такси, — объяснил Кубик. — Через минуту машина приедет.

Действительно, не прошло и минуты, как в конце улицы показался автомобиль. Быстро приблизившись, автомобиль остановился у тротуара, и дверцы его открылись.

— Где же водитель? — с недоумением спросил Незнайка, заметив, что водителя за рулем не было.

— А водителя и не нужно, — ответил Кубик. — Это автоматическая кнопочная машина. Вместо водителя здесь, как видите, расположены кнопки с названиями улиц и остановок. Вы нажимаете нужную кнопку, и машина сама везет вас куда надо».

Это цитата из книги выдающегося детского писателя Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе». Она написана в 1958 году. В этой книге подробно описана принципиальная схема автомобиля без водителя. Найдите это место в книге — вы удивитесь. Реально применяемая сегодня схема в принципе именно такая. Разве что нет описания спутниковой системы ГЛОНАСС. Сейчас она почти в каждой машине. А Носов 60 лет назад это не предвидел. Детский писатель Николай Носов оказался, как это модно говорить, визионером, то есть тем, кто предвидит будущее.

Сентябрь 2017 года. Я еду по Мюнхену на автомобиле с водородным двигателем. Я его арендовал с помощью смартфона. Нашел, используя сервис геолокации и открыл, просто, активировав на телефоне блютус. В качестве выхлопа у такого автомобиля — обычная вода. Одной заправки водородом хватает на 500 километров пути. А вот, кстати, и она, заправка. Сколько стоит водородное топливо? Килограмм — 10 евро. Этого достаточно, чтобы проехать 100 километров. Получается, примерно, как на дизель.

Какое оно, будущее, если вот это — настоящее. В Сингапуре по кампусу Наньянского Технологического университета уже сегодня плывут беспилотные микроавтобусы. В Японии автономные грузовички доставляют товары. Революция произошла. Еще пять лет назад в США за руль, хотя руля он не касался, позволили сесть полностью слепому человеку. На днях беспилотным автомобилям на федеральном уровне дан зеленый свет.

«Учитывая число жертв ДТП, эта технология особенно нужна сегодня», — считает член Палаты представителей США от штата Орегон Грег Вальден.

На дороги пока разрешено выпускать до 25 тысяч беспилотных машин в год.

«Порядка 90% всех ДТП происходят из-за ошибок человека. Если бы мы могли сделать так, чтобы человек не совершал ошибок!» — сокрушается координатор проектов автономного вождения концерна ZF Лекс ван Роой.

Человек, получается, слабое звено. Он может отвлечься, сесть за руль нетрезвым. Искусственный интеллект в будущем — нет.

Уже сегодня электронный мозг размером чуть больше автомобильного инвертера распознает пешеходов, определяет их психоэмоциональное состояние, пытается предсказать действия.

«Я пешеход. У меня в руках телефон. Я, допустим, по нему говорю. Что это означает для искусственного интеллекта? Это означает, что у вас нет достаточного внимания на дорогу. И машина будет это учитывать», — поясняет Иосиф Бенезра, главный технолог компании OSR Enterprises.

Вы за рулем вообще можете не заметить девушку с телефоном, как и она приближающийся автомобиль. Ее заметит электронный мозг вашей машины и даст нужную команду тормозной системе. Все это появится уже через несколько лет. Но в принципе подобные системы, хоть и сильно проще, уже есть. Итак, 50 километров в час. Городской режим. Тест системы автоматический экстренной остановки автомобиля «Мерседес» — на дороге пешеход. Останавливаемся экстренно. А теперь разгоняемся до 70. Якобы, движение по трассе. Торможение происходит без участия водителя.

Ни одного погибшего в ДТП. Этой цели в ЕС хотят достичь к 2050 году. Ну, а пока строят новые дома со встроенными розетками для зарядки электрокаров. Считается, автомобиль будущего будет работать на электромоторе.

Пекин. Население 22 миллиона человек, почти шесть миллионов автомобилей. Город задыхается от смога.

«У нас в Пекине сложно получить номер на бензиновую машину. Его надо выиграть в лотерею. Этот процесс обычно занимает несколько лет. А вот с электрической все гораздо проще», - отмечает Гао Чуньхуа.

Проще — это ждать разрешения несколько месяцев. Гао Чуньхуа — менеджер в интернет-компании, китайский средний класс. Вот уже несколько лет на работу она ездит на электрокаре отечественного производства. Китай сегодня — самый быстрорастущий рынок электроавтомобилей в мире. 150 тысяч новых машин продано лишь за первые шесть месяцев этого года.

«Я сама родом из Хэйлунцзяна, там климат как в России, холодная зима с серьезными морозами. Не уверенна, что там можно было бы так же легко ездить на электрокаре, как в Пекине. А в Пекине прекрасно подходит климат, никаких проблем», - отмечает Гао Чуньхуа.

И правда, как электрокары работают зимой в России? У троллейбуса большая часть приборов включается-выключается с помощью сенсорного экрана. Если не говорить про остальные отличия. Антон Белов из Москвы, рассказывает: зимой трогаться можно, лишь прогрев аккумулятор. К счастью, его «Тесла» делает это сама. В принципе, ездить удобно, запас хода не в сильный мороз — более 300 километров, а в столице зарядок хватает. Особенно Антона впечатляют обновления. Как и смартфон, автомобиль, получает их по воздуху.

«Смешно наблюдать за ней. Случайно остался, когда машина обновлялась. Она начинает хрустеть, хрипеть, что-то перенастраиваться в механике. Одно колесо может приподняться. Но ем не менее, потом у тебя новый экран, новые функции», - рассказывает директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов.

Новые функции — новые вызовы. Еще два года назад компьютерные эксперты Миллер и Валасек из США на камеру удаленно взломали системы управления серийного «Джипа Черокки».

Теперь этот случай — хрестоматийный пример. Ответ на вопрос. Ну что хакеры могут — проникнуть в магнитолу, узнать список песен? Нет — перехватить управление.

«Если мы говорим про случай, который был с джипом, то именно это они и сделали. Они смогли повернуть руль на скорости более 60 км в час. Удаленно подключившись к машине и эмулируя эти команды как бы изнутри, из внутренних блоков. Это было страшно», - говорит Сергей Зорин, глава отдела безопасности транспортных систем Kaspersky Lab.

Что же дальше? На днях во Франкфурте-на-Майне крупнейшие немецкие автоконцерны объявили: на разработку электромобилей они намерены потратить 50 миллиардов евро. Старый свет идет к отказу от традиционных бензиновых и особенно дизельных двигателей, идет параллельно с Китаем и Индией.

Мы не увидим здесь привычного нам двигателя внутреннего сгорания. Мы увидим контроллер управления двигателем и часть электрической батареи, которая расположена на месте коробки переменных передач.

Российская разработка - машина похожа на «Газель Некст», но этот микроавтобус — электро. Как и еще один уже без приставки «микро». В следующем году три сотни таких появятся в Москве. Но разработчики идут дальше.

«Электробус с очень коротким циклом зарядки. От пяти до 10 минут. Как результат позволяет снизить вес и увеличить пассажировместимость, но потребует несколько иную инфраструктуру, которая позволит через короткое время подзаряжать его, возможно, прямо на остановках», - объясняет президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин.

Технических вариантов много - только выбирай. Антон Белов, двигаясь по улицам Москвы за рулем электрокара, размышляет о будущем: «Все равно придется пересаживаться на электротранспорт, если он еще останется частный».

Автомобиль становится не роскошью — сервисом передвижения. Идея такова. Зачем вам платить налоги, оплачивать страховку железного коня, который большую часть времени находится в гараже или же под окнами вашего дома, если в любой точке города, а это уже тоже не будущее, а настоящее, можно арендовать автомобиль на несколько часов. Ну, а когда вам он перестает быть нужным, нажатием кнопки на смартфоне вновь превратится в пешехода.