Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Сообщить о технической проблеме

Что за новое высокотехнологичное поколение идет нам на смену?

Сегодня мы поговорим не о технологических достижениях. Поговорим о людях, о молодых людях. О том поколении, которое выросло в новой информационной среде. Кому сейчас 20, или около того.

Считается, будто бы эта новая среда сильно меняет человека. Он начинает по-другому думать, по-другому общаться с людьми. Часто обращают внимание на негатив. У этих молодых людей клиповое сознание, они не могут прочитать большой текст, не могут надолго сосредоточиться.

Но с другой стороны, они больше открыты миру, лучше готовы к восприятию новых идей. Они — благодарный материал. Но как работать с этим материалом?

Корабли лавировали где-то в прошлом веке. Сегодня персональный логопед, педагог по технике речи и просто хороший собеседник у 11-классника Володи помещается в руке.

«Благодаря нейронной сети пользователь может более детально и точно оценить качество своей речи. Ты можешь сидеть дома спокойно на диване и тренироваться», — объясняет сооснователь проекта «Говорилло» Владимир Фомин.

Он сам из тех, кто не помнит, что раньше взял в руки — книгу или смартфон и потом, кажется, не выпускал.

«В современном телефоне — мессенджер, социальные сети, новостные приложения. Это доступ ко всем знаниям мира», — отмечает Владимир Фомин.

Весь мир на ладонь поместили создатели первого айфона. Теперь это почти имя нарицательное, как ксерокс или памперс. Гаджеты за 10 лет перевернули все с ног на голову.

Их назвали ай-поколение. Те, кто не осваивал Интернет, а вырос в нем. В зале библиотеки МГУ таких большинство на лекции Стива Возняка — сооснователя Apple.

«Раньше я пытался какую-то информацию запомнить, сейчас я это не делаю просто. Я всегда могу обратиться к первоисточнику и найти это», — объясняет Антон Белов.

Это давно уже не клиповое мышление, о котором говорили в конце 90-х, а информационные осколки: блоги, лайки, сторис, хайп: фокус внимания — доли секунды.

Саша — ровесник первых гаджетов. Ученые выяснили, мозг таких детей воспринимает уже до шести каналов информации одновременно, но по верхам, добавляет отец.

«Такое быстрое переключение между разными устройствами: то телефон, то компьютер, особенно если он уроки делает», — отмечает Всеволод Плохов.

«Приходится искать ответы сразу, потому что лень вникать, если же Интернета нет, то придется почитать», — говорит Саша.

Зачем учить, если можно погуглить. Что это — дефект поколения или напротив — адаптация к цифровому миру. Мы решили проверить, как 10-летний школьник справится без Интернета. Соревнование с отцом — в библиотеке, на его поле.

Отец полагался на опыт и знания. Честно и скрупулезно выполнял поставленное задание. Был уверен в победе, ведь в школьную библиотеку сын заглядывал всего пару раз.

Саша, и вправду, сперва потерялся без телефона, но быстро понял, кто может заменить интернет-поисковик. С помощью консультанта нашел и компьютер. Схитрил, но в итоге — практически фотофиниш.

Отцы и цифровые дети — в истории человечества впервые так быстро происходит смена поколений и смена авторитетов. Кого слушаться, если профессиональные кумиры дают открытые лекции в Интернете. А на работу можно пойти прямо из-за парты. Гарри Тонаканян стал дизайнером в «Яндексе» в 16 лет. А чего добился ты?

«Раньше, чем старше был человек, тем он был мудрее и умнее, то сейчас это совсем не так. Ты в информации, и доступу к ней не ограничен. На этой почве тоже могут быть какие-то разговоры про текущее поколение, дерзкое, или слишком много о себе думает, или много позволяет», — рассуждает дизайнер компании «Яндекс» Гарри Тонаканян.

Что позволяет себе это поколение, изучают в Высшей школе экономики. В прошлом году опросили 6000 студентов из 109 вузов — от Калининграда до Дальнего Востока. И выяснили: эта молодежь вычисляет фальшь как никогда раньше — Интернет под рукой.

«Либо они понимают, что мы сейчас хайпанем! Либо они понимают, что «давайте упорно работать для того, чтобы сделать себя и много чего. И вот это как-то совсем уже не воспринимается, ну, ты нудишь. Но чтобы не нудеть, они должны понимать, что мы с тобой одной крови», — объясняет доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Валерия Касамара.

Общий язык найти не так просто. Великий и могучий бурлит не только в сети. Учителя говорят: в диктанты стали закрадываться не ошибки, а хэштеги. В сочинения попадают интернет-мемы. Что-то пошло не так.

Восьмиклассница в алтайской школе решила нащупывать слабые места: просила ровесников написать письмо другу, запускали чат — на листе бумаги, проводили классическое изложение. С учителями выяснили: в целом, русский язык живет и дышит. Но это не точно.

«Плюс интернет-языка — детям легче общаться, быстрее передают друг другу информацию, воспринимают ее. А вот минусы, что интернет-общение влияет на качество речи. Дети начинают делать больше ошибок и привыкают к этой речи», — отмечает учитель русского языка и литературы Ирина Метелина.

И переходят на мессенджеры. Телефонный звонок — почти дурной тон. А вместо реальных эмоций — эмодзи. Их предков когда-то называли смайлики. Палитра современных иероглифов куда богаче. Мы попробовали взять интервью — ничего лишнего, только эмодзи.

В общем, гонка технологий, опережая разум. Часы, дни и месяцы с гаджетом в руках меняют сознание и взрослых. Психологи называют это сбоем реальности. Когда в бумажном журнале тянет листать страницы не привычным способом, а таким. Хотя что теперь привычнее — большой вопрос. Если руки сами рефлекторно тянутся к любой поверхности, которую можно превратить в сенсорный экран. Потрогать, промотать, увеличить — впрочем, и это будущее уже не за горами.

Только на горизонте — конфликт интересов. Стремительная самореализация — против консервативной действительности.

«Будет больше людей, которые родились с айфоном в руках условно, и вот они будут самыми крутыми, они будут самыми крышесносными и скоростными ребятами. Взрослым нужно каким-то образом либо адаптироваться, либо заводить себе отдельный континент, где они будут жить и не тужить», — считает маркетолог по стартапам Никита Широбоков.

Жить отдельно не получится. В США к 2020 году такая молодежь составит треть трудоспособного населения. В России — выпускники следующего поколения тоже на подходе.

«Скоро настанет момент, когда каждая стенка будет с нами разговаривать и как-то уже взаимодействовать. Они будут теми, кто эти стенки научит общаться», — уверен куратор школы анализа данных «Яндекса» Станислав Федотов.

И уже учат. Сферы — от создания беспилотников до утилизации мусора. В Сколково занялись одними из самых опасных отбросов. Здесь программируют роботов для переработки старых гаджетов.

«У него есть компьютерное зрение. То есть, вот эта камера, с помощью которой он распознает винты. Мы будем делать вот этого робота несколько самообучающимся», — рассказывает аспирант лаборатории интеллектуальной космической робототехники Сколковского института науки и технологий Дмитрий Миронов.

В таком обучении главное — не заиграться, предупредил на лекции Стив Возняк. Молодежь пришла за вдохновением от гуру, а услышали, что, похоже, им придется спасать человечество.

«Технологии ускоряются, и в будущем мы будем иметь дело с нулями и единицами чаще, чем с атомами. Главный вызов — наше любопытство. Мы толком не разобрались, как устроен собственный мозг, а уже стоим на пороге создания искусственного интеллекта. Нам нужно создать мир, где человек и машина не будут представлять друг для друга угрозы», — отметил сооснователь компании Apple Computers Стив Возняк.

Каким будет этот дивный цифровой мир, не берется предсказать никто. Но, похоже, будущее не за углом, оно уже у них руках.