23 ноября 2017

Матчи Россия — Аргентина и Россия — Испания в интернет-трансляциях Первого канала собрали более 7,5 млн просмотров

Онлайн-спецпроекты Первого канала, посвященные футбольным матчам сборной России с Аргентиной и Испанией в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года, позволили реализовать уникальный в своей полноте формат спортивных трансляций. Первый постарался максимально воссоздать атмосферу стадиона для телезрителей и показал игру с самых неожиданных ракурсов.

Первый канал показал суперматч Россия — Аргентина в прямом телеэфире, а на сайте в специальном проекте постарался максимально воссоздать атмосферу стадиона и дать возможность смотреть матч с самых неожиданных ракурсов. Похожие возможности зрители получили и на матче Россия — Испания.

Ольга Черносвитова

директор Дирекции спортивного вещания Первого канала

Мы хотели попробовать показать футбол так, как это никто еще в России не делал: передать эмоции настоящего футбольного праздника нашим телезрителям, дать им максимально широкие опции по «картинке», возможность выбрать комментаторов на свой вкус, почувствовать и увидеть себя на стадионе. И все это дополнительно, в качестве «второго экрана» к основной трансляции, которая была доступна каждому жителю страны в прямом телевизионном эфире.

Так у интернет-аудитории появилась уникальная возможность смотреть на «втором экране» картинку с камеры-паука, игру с Лионелем Месси крупным планом все 90 минут матча или выбрать трансляцию с народным комментатором Юрием Дамбаевым и его наставником Виктором Гусевым. Все желающие могли также наблюдать за нападающим сборной России Федором Смоловым, смотреть за происходящим с трибун болельщиков или с кромки поля у скамейки сборной России. 

Все трансляции матча Россия—Аргентина в интернете в совокупности собрали 3,73 млн просмотров. А вместе с просмотрами в записи — более 4,5 млн.

При этом именно эфирная трансляция Первого канала стала наиболее востребованной и в интернете — в плеере Первого более 540 тысяч уникальных пользователей посмотрели ее более двух миллионов раз.

Дополнительные трансляции были показаны не только в плеере Первого канала, но и в социальных сетях ВКонтакте и Одноклассники.

Из дополнительных трансляций наибольшее число просмотров пришлось на прямой эфир с Народным комментатором — 1,1 млн просмотров, подавляющее большинство которых — в социальной сети Одноклассники, что не удивительно — именно совместно с ОК Первый канал проводил конкурс #якомментатор.

Еще 450 тысяч просмотров пришлось на эфир с Месси, из них более половины — в социальной сети ВКонтакте.

Более 200 тысяч просмотров получили трансляции в формате 360 градусов со скамейки российской сборной и с трибуны болельщиков в плеере YouTube.

Остальные просмотры разделили между собой трансляции с камеры-паука и камеры, следившей за нападающим российской сборной.

Средняя длительность просмотра трансляций на компьютерах составила при этом 23,7 мин, на мобильных — 10,6 мин.

Дольше всего пользователи следили за Месси и рассматривали стадион с камеры-паука — в среднем, 32 и 28 минут соответственно.

Данил Тармасинов

Спорт БИЗНЕС Online

За Лео Месси следит отдельный оператор, но Фернандес сидит в «Лужниках» и комментирует игру целиком. Он много рассказывает об Аргентине и лично про Месси, но при этом нет ощущения, что Гало практически никогда не делал одиночных репортажей. Комментарий пока не такой профессиональный, как у спецов, но не раздражает. Сквозь аргентинский акцент Фернандеса прорывается баритон Виктора Гусева. Окей, восьмая минута, хватит с нас Месси, послушаем голос из детства. Рядом с Виктором сидит Юрий Дамбаев – парень из Улан-Удэ выиграл конкурс на сайте Первого и помогает в озвучке такого большого матча. Их показывают в формате «Картинка в картинке» – обоих видно в правом верхнем углу, это не мешает трансляции. <...> Со спайдер-кам смотреть футбол, ммм, непривычно. Повторы с верхотуры видели все – на Евро, ЧМ или Лиге чемпионов – но никто не оставался в этом состоянии дольше пяти минут. Наверное, так чувствует себя болельщик, который всю жизнь смотрел матчи по телевизору и впервые пришел на стадион. Или человек с фан-сектора, получивший аккредитацию в техническую зону. Какой-то абсолютно другой взгляд на матч.

Активный отклик зрителей и высокий интерес к проекту со стороны медиа дает повод проанализировать этот кейс и разобрать его составляющие, тем более, что на матче Россия — Испания 14 ноября число просмотров шести прямых трансляций в похожем интерфейсе составило 2,8 млн — пользователи так же активно переключались с одной камеры на другую и выбирали, что им ближе — традиционный эфир или дополнительные возможности.

Почему «Футбол 360»

С развитием VR технологий понятие «360» или панорамное смотрение стало популярным термином, который как нельзя лучше характеризовал задачу проекта — дать возможность выбора разных точек просмотра, любого угла зрения, полного обзора происходящего на стадионе.

Ирина Савченко

заместитель директора Дирекции общественных связей и интернет-вещания Первого канала

У нас возникла идея перенести наших пользователей на стадион, на котором никто еще не был после реконструкции, и приблизить их к событию. Отсюда и выбор формата для представления проекта — круговая панорама 360 градусов, которая создает максимальный эффект присутствия.

«Оказавшись на стадионе», можно было не только рассмотреть его во всех подробностях, но и сразу же следить за происходящим в эфире Первого канала — на фотопанораме в режиме автостарта запускалась трансляция в мини-плеере. 

При клике на мини-плеер вызывался поп-ап с увеличенным плеером с эфирной трансляцией, а также списком других трансляций, специально срежиссированных только для интернета. При клике на любую трансляцию из списка она открывалась как основная. Отдельной точкой входа на каждую трансляцию являлись интерактивные метки-иконки, расположенные внутри панорамы 360 градусов.

Интернет: арт-подготовка

Работа над проектом состояла из нескольких этапов: проектирование интерфейса, создание дизайна, доработка функционала плеера, поиск команды, способной выполнить работу по съемке фотопанорамы в нужном качестве и в отведенное время. 


Алексей Петровских

менеджер проектов отдела информационных технологий

Нужно было спроектировать и запустить страницу проекта, на которой можно смотреть прямые трансляции сразу с семи камер и не запутаться в том, что происходит во время матча. В то же время должна оставаться возможность рассматривать панорамное фото стадиона. Получить фотографию стадиона, сделанную прямо из центра поля в таком качестве, чтобы каждый из зрителей смог на ней найти себя, было самым сложным.

Продумав функционал проекта, нужно было предусмотреть такое расположение элементов и их визуализацию, чтобы они были сразу видны пользователю и позволяли ему ориентироваться в происходящем.

Сергей Максимов

креативный директор Дирекции общественных связей и интернет-вещания

Помимо интерфейса для фотопанорамы, необходимо было придумать и нарисовать пиктограммы для каждой из семи трансляций. Сложность состояла в том, что самой панорамы не было фактически до момента начала матча, и нам пришлось ориентироваться на похожие панорамы других стадионов. Несмотря на внешнюю схожесть всех больших спортивных арен, на самом деле каждый стадион и каждое мероприятие имеют специфику и придумывать дизайн приходилось фактически вслепую. Вторым сложным вызовом было нарисовать портрет Лионеля Месси в виде малюсенькой пиктограммы, но рыжая борода, мелированная челка и десятый номер, конечно, немного облегчили эту задачу.

&#x418;&#x43A;&#x43E;&#x43D;&#x43A;&#x438; &#x442;&#x440;&#x430;&#x43D;&#x441;&#x43B;&#x44F;&#x446;&#x438;&#x439; &#x434;&#x43B;&#x44F; &#x43F;&#x440;&#x43E;&#x435;&#x43A;&#x442;&#x430; &#xAB;&#x421;&#x443;&#x43F;&#x435;&#x440;&#x43C;&#x430;&#x442;&#x447; &#x420;&#x43E;&#x441;&#x441;&#x438;&#x44F;&#xA0;&#x2014; &#x410;&#x440;&#x433;&#x435;&#x43D;&#x442;&#x438;&#x43D;&#x430;&#xBB;
Иконки трансляций для проекта «Суперматч Россия — Аргентина»

Придумав функционал и его визуализацию, нужно было запрограммировать правильное воспроизведение всего задуманного при коммуникации пользователя с контентом — появление окошек с краткой информацией при наведении на иконки, поп-ап плеер, вращение панорамы с определенным шагом, чтобы метки с трансляциями всегда оказывались в видимом поле.

Максим Облезин

программист отдела информационных технологий 

Передо мной в основном стояла задача написания кода. Интересно было совместить два привычных формата — панорама и веб-приложение — в один. Сложность заключалась в сжатых сроках и отладке этого симбиоза форматов, так как до этого не приходилось работать с фотопанорамой.

Снабдив пользователя всей необходимой информацией о том, что именно ему предстоит увидеть, необходимо было обеспечить для него высокое качество просмотра.

Константин Тимохин

заместитель руководителя отдела информационных технологий 

Требовались доработки плеера Первого канала и фактически создание мультиплеера для одновременного вещания нескольких каналов, а также оптимизация инфраструктуры и систем статистики для больших нагрузок. Самое интересное было сделать так, чтобы все работало идеально.

Когда все тесты показали, что в задуманном функционале вся механика работает правильно, нужно было в режиме прямого эфира получить контент со стадиона.

Сергей Сторожев

руководитель отдела информационных технологий 

Для того, чтобы все потоки были вовремя и в нужном качестве доставлены до пользователя, необходима была координация между Дирекциями Первого канала и ТТЦ «Останкино».

Для корректного, качественного и бесперебойного воспроизведения видео у конечных пользователей технические специалисты отдела информационных технологий Константин Кузнецов и Денис Милашенко должны были обеспечить настройку серверов видеозахвата, кодирования и архивирования, подобрать параметры для оптимальной нагрузки серверов и качества картинки. Все это было сделано в кратчайшие сроки.

Дистрибуция, или Футбол с доставкой

Для того, чтобы дополнительными возможностями для просмотра интернет-трансляций воспользовались как можно больше болельщиков, эфирный стрим Первого был доступен в видеосервисах Яндекса.

А поскольку трансляция велась не только в плеере Первого канала, нужно было завести дополнительные трансляции на партнерские ресурсы, а также совместно с партнерами сообщить пользователям, что у них появилась уникальная возможность посмотреть дополнительный контент.

Владимир Гуринович

главный редактор отдела интернет-выпуска 

Я отвечал за трансляцию матча в социальных сетях. Основной задачей был максимальный охват аудитории. Нужно было объяснить пользователям механику проекта, а также донести преимущества каждой из предложенных трансляций. Традиционная аудитория Первого канала в социальных сетях — не большие поклонники спорта, но налаженное взаимодействие с партнерами позволило существенно расширить аудиторию.

Трансляции в формате 360 градусов велись в плеере YouTubе на основном канале Первого, а также отображались внутри фотопанорамы.

Петр Савельев

выпускающий редактор отдела интернет-выпуска 

Нужно было проконтролировать вывод обеих трансляций 360 и следить за их воспроизведением на YouTube внутри панорамы, а также отслеживать и модерировать комментарии.

На собственном сайте Первого канала эфирный стрим был доступен к просмотру не только внутри спецпроекта «Футбол 360», но и на привычной пользователю странице прямого эфира.

Юлия Гендина

руководитель отдела интернет-выпуска

Для продвижения спецпроекта на сайте мы использовали весь доступный нам функционал — графические баннеры и пуш-уведомления, а для продвижения эфирного стрима — сквозную алерту. Точки входя на спецпроект также были доступны из разных разделов сайта, тематически связанных с проектом: «Спорт на Первом», «Футбол на Первом», «Я — комментатор», «Россия — Аргентина. Суперматч».

Продакшн под ключ

Упаковать контент и доставить его благодарному зрителю было задачей интернет-подразделения Первого канала. Производство контента пяти трансляций, включая эфирную, легло на плечи Дирекции спортивного вещания, а трансляции в формате 360 градусов осуществлялись компанией «Красный квадрат». 

В отличие от трансляций в обычном формате, панорамная камера не перемещается вслед за каким-то одним объектом — ее объективы показывают буквально все происходящее вокруг. Тем важнее правильно выбрать точку съемки — важно, чтобы действие происходило именно вокруг камеры. Тогда у пользователя создается ощущение присутствия, ради которого и осуществляется панорамная видеосъемка.

Илья Кривицкий

генеральный продюсер компании «Красный квадрат»

Первую совместную с Первым каналом прямую трансляцию в формате 360 градусов мы провели в финале проекта «Голос.Дети» весной 2017 года. Тогда была использована одна камера, установленная у сцены. Использование компактной камеры, «на лету» сшивающей видео в полную панораму, позволило зрителям «оказаться» на краю сцены и посмотреть на выступления «голосят» с нового ракурса.

Затем работали на матче «Спартак» — «Локомотив», установив камеру за воротами, напротив фанатских трибун.

Трансляция футбольного матча Россия — Аргентина из обновленных «Лужников» была для нас интересной по множеству причин. Во-первых, мы вели трансляцию сразу с двух точек, позволяя зрителю «попасть» на трибуны, не покупая билет, и одновременно прогуляться по бровке поля вместе с главным тренером сборной России Станиславом Черчесовым. Во-вторых, мы получили возможность использовать новую инфраструктуру стадиона «Лужники». Конечно, как всегда при контакте с новой системой, возникли технические сложности. Но их удалось решить, а новая, непревзойденная гибкость позволила впервые получить абсолютно новый ракурс взгляда на спортивное событие, вести трансляцию практически из гущи событий.

Я считаю, что технологии трансляции с камер 360 градусов и стриминг спортивных мероприятий станут спасением для иностранных болельщиков. А также всех любителей спорта, которые не могут прийти на стадион.

На текущем уровне развития технологии вещания пользователю доступно то качество трансляции, которое обеспечивает его интернет-соединение. Максимальное качество трансляции в панорамном формате соответствовало 2160s4К. Также немалую роль играет осведомленность пользователя о том, что камера 360 дает лишь дополнительные опции в просмотре матча, но ни по каким параметрам не может составить конкуренцию эфирному качеству и динамике.


Отдельной и сложной задачей было сделать фотопанораму с высоким разрешением из центра поля, получить атмосферный снимок из «Лужников», заполненных болельщиками, чтобы каждый из них мог найти себя на этой фотографии после матча.

Единственной возможностью сделать эту съемку было выйти на поле с фотоаппаратом во время исполнения гимнов, что требовало точной координации со всеми службами.

Дальше нужно было обработать снимок, «сшить» панораму, просчитать ее и залить на сервер. На это ушло 30 минут — рекордный срок для такой задачи. Однако, если нам нужна панорама в таком качестве, чтобы каждый болельщик смог найти себя на стадионе, на ее обработку требуется дополнительное время. Поэтому сначала была опубликована «легкая» оперативная версия, а затем заменена на панораму в максимальном качестве.

Проект «Футбол 360» создавался не только для футбольных болельщиков, но и для всех тех, кого интересует открытие обновленного стадиона «Лужники», — именно он станет главной площадкой предстоящего Чемпионата мира по футболу.

Еще до начала матча настоящую экскурсию по стадиону для интернет-пользователей провела Мария Командная, а буквально за сутки до игры можно было уже рассмотреть, как же выглядит знаменитый стадион после реконструкции. 

Фотопанорама стадиона «Лужники» за сутки до начала матча Россия — Аргентина.

Также на панораме с полным обзором можно рассмотреть все верхние ярусы и крышу стадиона.

Проект «Футбол 360» — уникальный эксперимент, который позволил изучить запросы и поведение аудитории, технические возможности вещания дополнительного контента как на ресурсах Первого канала, так и на внешних площадках. Все это стало возможно только в результате работы в связке всех служб и структур канала. Мощное информационное сопровождение и подробный рассказ о новых возможностях в новостях Первого канала и распространение информации в СМИ дали возможность зрителям в полной мере узнать о том, что канал приготовил для них на этом уникальном спортивном событии.

Пресса о проекте

Анна Козина, «Российская газета»: «Над стадионом на протяжении всей встречи будет висеть камера-паук. Так что стадион "Лужники", который совсем скоро примет матчи Чемпионата мира-2018, можно будет рассмотреть во всей красе».

Иван Якунин, «Коммерсант FM»: «Большое внимание матчу Россия — Аргентина уделил Первый канал. Уже несколько дней в эфире идут проморолики прямой трансляции, а зрителей пытаются вовлечь в процесс. Так, на сайте можно будет выбрать комментатора, также болельщики смогут подключиться к камере, которая все 90 минут будет следить только за Лионелем Месси — это для самых фанатичных».

Андрей Васильев, «Советский спорт»: «Первый канал проанонсировал технические фишки трансляции матча Россия — Аргентина, и это действительно круто и важно. Впервые можно будет смотреть весь матч на его главного героя — Лионеля Месси, будет даже отдельный комментатор для этой трансляции. Действительно отдельная камера будет следить конкретно за Месси. А еще за одним из форвардов сборной России — интересно сравнить, сколько народу захочет смотреть на Лионеля, а сколько — на Смолова или Кокорина. Кроме того, в "Лужниках" протестируют камеры с обзором на 360 градусов и отдельную трансляцию с камеры-паука. Первый матч на стадионе открытия и финала чемпионата мира – и уже все максимально серьезно, почти как на самом турнире».

Александр Макаров, «Спорт день за днем»: «Если вы останетесь дома или воспользуетесь мобильным интернетом в каком-нибудь кафе, то получите целую россыпь подарков от Первого канала. Впервые на российском ТВ будет реализована возможность следить за отдельным игроком все время трансляции! Так близко и так долго быть бок о бок с Месси не сможет ни один болельщик в "Лужниках"! Переживаете, что не прочувствуете всей атмосферы? Не только на трибуне, но даже на скамейке запасных (!) установят камеры с обзором 360 градусов, с помощью которых вы будете в курсе всех событий». 

Рустам Шарафутдинов, ТАСС: «Во время игры на стадионе будут работать две камеры с обзором 360 градусов. Одна из камер в режиме реального времени будет следить за происходящим на скамейке запасных, а другая будет установлена в самой гуще болельщиков на стадионе».  

Данила Жиляев, «Российская газета»: «Первый канал объявил о завершении конкурса комментаторов, победитель которого получит возможность в паре с Виктором Гусевым прокомментировать контрольный матч между сборными России и Аргентины. Конкурс выиграл Юрий Дамбаев из Улан-Удэ».  

Сергей Кириллов, «Комсомольская правда»: «Как любят говорить футбольные дикторы: "в одни ворота" выиграл конкурс Первого канала "Я — комментатор" 27-летний улан-удэнец Юрий Дамбаев. И теперь он будет обсуждать матч сборной России против Аргентины не сидя перед телевизором на диване, а прямо из новой комментаторской рубки только что реконструированного стадиона "Лужники" в паре с Виктором Гусевым».

Комментарии загружаются