Музейно-выставочный центр РОСИЗО отмечает новоселье на ВДНХ масштабной выставкой искусства XX-XXI веков
Русский авангард, соцреализм и современные художественные течения - у крупнейшего музейно-выставочного центра РОСИЗО появилась собственная галерея на ВДНХ, к открытию которой приурочили грандиозную экспозицию.
«Время – вперед!» - для бывшего павильона «Советская культура» на ВДНХ начинается новая жизнь. Здесь теперь — территория искусства. Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО поселился в отремонтированном павильоне на следующие 49 лет.
«РОСИЗО — одна из крупнейших российских организаций по проведению выставок и организации музейного дела, фактически справила новоселье, но это новоселье немного необычное: РОСИЗО вернулось в пространство культуры, культуры советской», - отметила заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец.
За все 57 лет существования у РОСИЗО своей выставочной площадки не было. И это несмотря на то, что в их собрании — более 40 тысяч бесценных экспонатов. Новый период жизни открыли выставкой «Всегда современное. Искусство XX-XXI веков». Игра на контрасте — советский соцреализм и сегодняшние художественные эксперименты. Здесь и семья рабочих во время празднования первой годовщины Октября глазами Петрова-Водкина, и такие непривычные Хрущев и Кастро в березках, готовые, кажется, прослезиться от переполняющих их эмоций. Рассказ о государстве и о чувствах живущих в нем людей.
«Мне кажется, первый вопрос, который будут задавать зрители: «Почему эти произведения находятся вместе, почему они находятся здесь, в этом зале, соседствуют певцы соцреализма и те, которые творили по велению сердца, души?» И располагая эти произведения вместе, мы как раз хотим подтолкнуть к осознанию этого периода», - поясняет генеральный директор ГМВЦ «РОСИЗО» Сергей Перов.
Экспозиция-загадка с сотней вопросов. Куда летят меж небом и землей эти люди, кто-то парой, кто-то в полном одиночестве под занавес 80-х? И почему ангел от них отвернулся? Что за герой в «лихие девяностые» застыл с ножом в голове? Есть о чем подумать или даже помолчать, как эта компания на кухне, где каждый — сам в себе, не смотрит в глаза соседа, а в зеркалах и окнах — чужие, что вмешиваются в нашу жизнь.
На выставку постарались отобрать самые знаковые для каждого периода произведения искусства. 30-е годы, конечно, невозможно представить без «Рабочего и Колхозницы». Макет скульптуры был создан Верой Мухиной за год до Всемирной выставки в Париже, и до того, как отлить финальную версию, она экспериментировала. Если внимательно приглядеться, можно найти отличия. Самое явное — складок на юбке у 25-метровой колхозницы гораздо больше. О важности разрыва шаблонов — произведение современного художника и галериста, Айдан Салаховой.
«Это копия французского рисунка XVIII века, и здесь сделан надрез по горлу женщины, также символизирующий женское начало, и в нем - непонятная субстанция внутри, и это половая тряпка!» - говорит художница.
Невыносимая тяжесть бытия: две железные арки - в одну письмо не бросить, из другой не достать. Вне зоны действия — и современный человек, который уходит в виртуальную реальность и покрывается мхом изнутри.
«Как любой постмодерн, это такая цитата с вызовом, и здесь, мне кажется, глядя на эти работы, ты точно понимаешь, какие цитаты. Ужасно интересно выяснить, какой вызов был брошен», - говорит председатель президиума Фонда развития современного искусства Иван Демидов.
Выставка - как приглашение посмотреть глазами художников на жизнь в веке ушедшем и нынешнем, где можно почувствовать радость встречи прошлого с настоящим и предвосхищение будущего.