Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от проекта «Доккино»?
«Шекспир. Предостережение королям...» Фильм Владимира Познера
Видеоматериал © Первый канал, АО
2 декабря 2016
Владимир Познер: «Это документальный фильм, но с элементами художественного. В фильме есть актеры, которые играют небольшие фрагменты из произведений Шекспира. Но все-таки я бы сказал, что это документальный фильм, посвященный Шекспиру. Мы снимали в Лондоне, где жил и играл Шекспир, а также в Стратфорде-апон-Эйвоне, где он родился и где он умер».
вс, 11
декабря
23:40

Рассказывает автор фильма Владимир Познер.

О съемках

В 2016 году исполнилось 400 лет со дня смерти Шекспира. Вместе со съемочной группой мы сделали фильм о Шекспире. Но не о Шекспире вообще, поскольку это была бы гигантская задача. А о том, как Шекспир относился к власти и к властелинам. Поэтому такое название — "Шекспир. Предостережение королям".

Среди актеров, у которых мы брали интервью, например, Кейт Бланшетт, Джозеф Файнс и его старший брат Рэйф Файнс. Актеры, которые задействованы в фильме, играют небольшие фрагменты пьес Шекспира. Это не мировые знаменитости, просто очень хорошие английские актеры.

О том, почему Шекспиру не отрубили голову

Я бы не назвал себя знатоком Шекспира. Скорее я — человек, который любит Шекспира и неплохо его знает. Я не являюсь шекспироведом, но знаю довольно хорошо его творчество, причем не только пьесы, но и сонеты, которые я очень люблю.

Снимая такой фильм, нужно очень глубоко влезть в биографию Шекспира, в его произведения. Я, например, выяснил, что Шекспир довольно часто брал уже написанные пьесы и потом просто видоизменял их, переписывал, оставляя нетронутым сам сюжет. Еще я выяснил для себя, насколько он умело критиковал власть во время, когда это было чрезвычайно опасно. В конце XVI века была абсолютистская власть, и ничего не стоило отрубить голову актеру, выступавшему с критикой. Тем более, что актеры не считались сколько-нибудь важными персонами. И Шекспир ходил по очень тонкому льду, тем не +менее, он сумел высказать все, что хотел. А его современники не сумели. Кристофер Марло — замечательный поэт и драматург — был убит. Другой великий драматург Бен Джонсон трижды был отправлен в тюрьму. Было очень опасно. Это и сегодня опасно, но тогда был риск остаться без головы. И Шекспир необыкновенно умело это обходил. Он никогда не писал прямо о сегодняшнем дне. У него все пьесы о прошлом. Другое дело, что читаются они абсолютно как о настоящем.

Ни одно действующее лицо его пьес не является действующим лицом своего времени. Всегда это о ком-то, кто существовал на 100 или 150 лет раньше... А когда кто-то из героев вроде шута в "Короле Лире" говорит невероятно оскорбительные вещи в адрес короля, то ему это сходит с рук, потому что это говорит шут. Потому что к шуту относиться серьезно нельзя. То есть Шекспир находил удивительные приемы, чтобы сказать все, что хочет, но при этом остаться в живых.

О великом и скромном гении

И еще, что меня удивило, когда я работал над фильмом. Шекспир никогда не считал себя великим. В отличие от Пушкина он не написал ничего похожего на "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Более того, он считал, что его пьесы, если и переживут его, то, может быть, лет на 30, не более того. Он не говорил о себе: "Ай да Шекспир! Ай да молодец!". В этом смысле он был чрезвычайно скромным человеком, хотя, наверное, в литературе это величайший гений, с ним вряд ли кто может сравниться. А вот такое очень спокойное отношение к себе у него было.

О предостережении властелинам

На мой взгляд, это обеднит Шекспира, если я выделю какое-то одно его предостережение королям. То, как он показывает власть, к чему ведет жажда власти, каким становится человек, когда становится властелином... Такие страшные вещи, как убийство, боязнь конкурента, которая приводит к преступлениям, потеря умения владеть собой, что тоже приводит к катастрофе... И, конечно, он говорит об ответственности власти.

Очень много пьес, где об этом говорит Шекспир. Будь то "Король Лир" или "Макбет", или "Генрих V", или "Ричард III"... Это лейтмотив многих пьес Шекспира — остерегайся власти, бойся власти, не стремись к власти! Нельзя тут выделить что-то одно.