18 мая 2019

«Это кино про драму человека, который не может реализовать свой талант». Что осталось за кадром фильма «Довлатов»

На Первом большая телевизионная премьера — фильм Алексея Германа-младшего о Сергее Довлатове. Как шла работа над сценарием, как проходил подбор актеров, как создателям удалось удивительно точно попасть в атмосферу 1970-х и как отреагировали на фильм критики — в материале 1tv.ru.

Фильм «Довлатов» — это четыре дня из жизни писателя и его окружения в Ленинграде начала 1970-х. В центре внимания — литературная жизнь города на Неве, творческие посиделки с алкоголем, музыкой и чтением стихов, встречи с друзьями и поиски куклы, которую очень просит дочка, но которую совершенно невозможно достать…

Андрей Савельев

продюсер

Это не кино про то, какой был плохой или хороший советский строй. Это кино про драму человека, который не может реализовать свой талант в предлагаемых обстоятельствах и от этого он постепенно чувствует, что гибнет.

Работа над сценарием

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:«Хороший человек, кому он нужен»Самые точные наблюдения Сергея ДовлатоваИдея снять фильм о Сергее Довлатове родилась у Алексея Германа-мл. довольно давно, работа над сценарием началась весной 2015 года, а съемки стартовали год спустя. Какое-то время Герман и соавтор сценария Юлия Тупикина размышляли, о чем должен быть этот фильм — стоит ли снимать о Довлатове как о писателе и человеке или сосредоточиться на экранизации его рассказов, которые также во многом биографичны. В итоге они написали историю о нескольких днях Сергея Довлатова накануне эмиграции его друга Иосифа Бродского. Однако прежде, чем приступить к работе над картиной, создатели заказали всероссийский опрос общественного мнения: нужен ли фильм про Довлатова. 28,6% респондентов ответили «да». Но на этом команда Германа не остановилась и провела собственный опрос на улицах Санкт-Петербурга. Результаты превзошли все ожидания: абсолютное большинство опрошенных, причем люди молодые — студенты и даже школьники — не просто отвечали «да», но признавались в горячей любви к писателю. Особенно запомнился кинематографистам бармен, который завел их в подсобку и с гордостью показал оголенную ногу, на которой красовался вытатуированный Довлатов.

Алексей Герман-мл.

В России, к сожалению, мало снимают кино про писателей, а мне кажется, Довлатов — та личность, о которой говорить: а) нужно и б) интересно. Довлатов был обаятельно умен. И он не был таким уж простым писателем, как кажется. У его прозы есть главное свойство, присущее мощной литературе — о ней продолжаешь все время думать. <…> Сегодня Довлатов — это культ, это суперзвезда литературы.

По словам продюсера картины, Андрея Савельева, работе над фильмом помогло и то, что семья Довлатова, его дочь Екатерина и вдова Елена, хотели, чтобы сценарий написал именно Алексей Герман. 

Уникальная команда

«Довлатов» — по-настоящему авторский фильм: идея, сценарий и режиссура были в руках Алексея Германа-младшего. Екатерина и Елена Довлатовы окончательно решили довериться Герману после фильма «Бумажный солдат», за который режиссер получил «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля. Герман — один из самых любимых европейскими фестивалями современный российский режиссер. Самая первая его работа, «Последний поезд», была удостоена особого упоминания на Венецианском кинофестивале 2003 года, а после его фильмы дважды участвовали в основном конкурсе в Венеции и в Берлине.

Помимо Германа за фильмом стоит многонациональная команда профессионалов, каждый из которых — настоящая звезда в своей отрасли.

Соавтор сценария — драматург Юлия Тупикина, финалист конкурса премии «Золотая маска», обладательница премии «Кульминация», автор пьес, переведенных на несколько языков.

Польский оператор Лукаш Зал — постоянный соратник Павла Павликовского. Был номинирован на «Оскар» за фильмы «Ида» и «Холодная война», а в 2017 году снял удивительно сложный с технической точки зрения фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент».

Художник-постановщик Елена Окопная — жена Алексея Германа и его помощница уже на третьем фильме (после короткометражки «5000 дней вперед» и драмы «Под электрическими облаками»). Выпускница продюсерского факультета ВГИКа начинала с работы менеджером по подбору локаций, но во время съемок «Под электрическими облаками» оказалась арт-директором картины и на удивление сработалась с мужем в режиссерском кресле.

Елена Окопная

Мы попадаем друг в друга, хотя оба люди со сложными характерами. Но в нашем случае разный взгляд на вещи и дает нужный объем. <…> Мы стараемся сохранить традицию сложносочиненного кино, вдвоем добиваться этого легче и нам есть чем гордиться — «Довлатов» получился очень плотным по изображению, по событиям, по репликам, по глубине. У людей тогда были другие темы для разговоров, другая речь, ведь страна была литературоцентричной.

Кропотливый кастинг

Сергей Довлатов и Иосиф Бродский — единственные персонажи картины, которые имеют реальных прототипов. Все остальные — собирательные образы. И если Бродского уже во второй раз в своей карьере сыграл Артур Бесчастный («Таинственная страсть»), то поиски актера на роль Довлатова были долгими и мучительными. Довлатов у каждого вызывает определенные, довольно стойкие ассоциации. Передать его харизму, создать цельный образ на экране, но при этом не разочаровать поклонников было очень сложной задачей. Съемочная группа не хотела утверждать на главную роль узнаваемого актера. Кастинг длился девять месяцев, а география не ограничивалась Россией.  

Алексей Герман-мл.

Проблема нашего кастинга заключалась и в том, что Довлатов был, с одной стороны, очень красив и обаятелен, а с другой, был очень нежным и сложно устроенным человеком. Кроме экстерьера нам нужно было сочетание в актере ранимости и мужественности, азарта и внутренней боли, силы и слабости. Наконец, выбрали сербского актера Милана Марича.

Для Марича это первое появление на российских экранах. До утверждения на роль актер не говорил по-русски. На пробах, которые продолжались около 10 часов, ему подыгрывали русские актеры, а сам он говорил по-сербски. В итоговой версии фильма главного героя переозвучили, хотя сербский актер проделал колоссальную работу: не только выучил язык, но набрал 15 кг и с головой погрузился в биографию и творчество писателя, с которым до работы над фильмом не был знаком.

Милан Марич

Одно могу сказать с уверенностью: чего я точно не хотел, так это делать какую бы то ни было имитацию Довлатова — это было бы обречено на провал, поскольку каждый, кто читал Довлатова, составил о нем свое собственное представление. Единственное, что я мог — это погрузить себя в то эмоциональное состояние, в котором, как я думаю, он находился, и как можно искреннее представить все эти его дилеммы, страхи, неуверенность.

 

Алексей Герман-мл.

Каким получился Сергей Донатович у нас? Наверное, не таким, каким он был на самом деле. Но ведь мы и не претендовали на документальность. Мы просто пытались заняться чувственным исследованием его внешнего и внутреннего мира, поймать то, что было у него исключительным — вот это сочетание мужского начала и ранимости.

Команда проекта, в том числе и актерская, многонациональна. В фильме снялись как российские звезды первой величины (Светлана Ходченкова, Данила Козловский, Елена Лядова, Антон Шагин), так и зарубежные артисты (бывшая жена Фрунзика Мкртчяна Тамара Оганесян, польские актрисы Хелена Суецка и Ханна Слешиньская, Мария Ярвенхельми из Финляндии). Интересно, что персонаж Антона Шагина, которого зрители Первого помнят по сериалу «Подкидыш», поэт-метростроевец Кузнецов, читает в фильме стихи, написанные самим актером. 

Точное воссоздание атмосферы 1970-х

Ленинград 1971 года на экране воспроизведен с удивительной для кино точностью. Речь идет не просто о подборе и создании интерьеров и реквизита, которые соответствовали бы эпохе. Художник-постановщик Елена Окопная старалась вообще не создавать специально для проекта новые предметы, которые бы имитировали старые. Все бытовые вещи, от детских колясок и газовых плит до значков и мебели, — это предметы из конца 1960-х — начала 70-х годов. Команда фильма решила не полагаться исключительно на киностудию «Ленфильм», а занималась активным поиском на барахолках Петербурга и Финляндии, Милана и Лондона. За помощью обратились и к жителям города: петербуржцы приносили из собственных коллекций одежду, фотографии, мебель. 

Елена Окопная

Важно изучить мелочи: нужно знать, какие обои производились не только в 1970-е, но и в 1960-е, и даже 1950-е, потому что их в те времена не меняли лет по двадцать. За окна, попадающие в кадр, я ставила бутылки с кефиром — ведь холодильники в то время были еще не очень распространены. А в одной из сцен в коммуналке под огромным роялем сохнут трехлитровые банки — и это визуализированный конфликт поэзии и прозы жизни.

Максимально следовать правде жизни старались и при натурных съемках: на Кировской площади меняли фонари и скамейки, на некоторых улицах снимали современные троллейбусные провода. При помощи коммунальных служб специально для съемок отключали современное освещение и праздничную подсветку на семи объектах: Кленовой улице, 8-ой Советской улице, Екатерингофском мосту, площади Кирова, улице Оружейника Федорова, Инструментальной улице, набережной Лейтенанта Шмидта.

Несмотря на приложенные усилия — со стороны команды фильма, волонтеров, предоставивших реквизит, исторических консультантов — не все в кадре аутентично, есть что-то, что не удалось сохранить с 1971 года. В основном это коснулось интерьеров культовых мест и квартир. Произведенный в них ремонт труднее и дороже использовать в существующем сегодня виде, чем заново воссоздавать атмосферу 70-х в похожем интерьере.  

Алексей Герман-мл.

Воссоздать то время было очень сложно. И дело даже не в рекламе, которой тогда не было или «украшающих» город мусорных баках, которые были другими. Редкий дом не испорчен разного цвета стеклопакетами. Изменился цвет Петербурга. Изменилось уличное освещение. Улица Рубинштейна, Моховая, Невский стали другими. «Европейская», где все собирались, после ремонта стала другой. А каких-то тусовочных мест и вовсе больше нет. Нет «Сайгона», ресторанов «Восточный», «Кавказский». Так что, это был колоссальный труд — найти близкие по духу питерские места, декорировать их под то время. Почти каждый объект в картине построен художником Еленой Окопной. Каждый интерьер создан. Это была огромная работа.

 

Андрей Савельев

Этот фильм можно сравнить с аналоговым звучанием. Отличие винила от цифровой записи в естественном звуке. Потрескивания, щелчки и тишина в паузах – в этом есть ощущение жизни. Здесь мы пытались добиться того же эффекта. Каждый предмет в «Довлатове» каким-то мистическим образом передает дыхание своего времени. Ни один новодел, даже мастерски исполненный, не может воссоздать такого ощущения.

Награды и высокие оценки критиков

Фильм с успехом прошел на Берлинском кинофестивале — лента вошла в основной конкурс, получила «Серебряного медведя» за выдающиеся художественные достижения (для художника-постановщика Елены Окопной) и приз независимого жюри газеты Berliner Morgenpost. В России «Довлатов» также получил ряд престижных призов: «Золотого орла» за лучшую женскую роль второго плана (Светлана Ходченкова) и «Нику» за лучшую работу художника-постановщика.

Права на международный прокат приобрели более 30 стран, а на англоязычных территориях и в скандинавских странах показом занимался американский гигант Netflix.

На киноагрегаторах у фильма не самый высокий рейтинг (6,5 на международном IMDb, 6,6 на «Кинопоиске»), однако критики отнеслись к «Довлатову» более чем благосклонно. 

Анна Наринская

«Новая газета»

В монолите огромной несвободы довольно аморфная группа людей умудрилась отгородить себе пространство свободы почти полной. Это не значит, что государство туда не могло дотянуться. Это значит, что оно не могло ничего с этим поделать. Эта странная вещь, которую словами-то трудно объяснить. А в этом кино это получилось передать. Создать именно такое настроение, именно такую интонацию, именно такой звук. <…> Это прямо важная для нашего сознания, нашей культурной памяти вещь.

 

Борис Барабанов

«Коммерсантъ»

Возможно, самое большое достижение Алексея Германа в этой ленте — отказ от забронзовевших иерархий, от официального пантеона мастеров культуры, взгляд на героев как на частных людей. В эпоху обильно спонсируемых государством байопиков это — неформат.

Теплая реакция была и у современников той эпохи, людей из ленинградского круга Сергея Довлатова. В основном высокую оценку получила атмосфера фильма, точно передавшая дух эпохи.

Александр Генис

писатель

С первой сцены мне удалось принять условия игры. Это фильм не о Довлатове, а о его среде, то есть обо всех нас, инвалидах застоя, которые перезимовали и выжили, а теперь смотрят в прошлое, не уступая ему ни одного ностальгического сантимента.

Режиссер: 

Алексей Герман-мл.


Сценарий: 

Алексей Герман-мл., Юлия Тупикина


В ролях: 

Милан Марич, Данила Козловский, Светлана Ходченкова, Хелена Суецка, Ева Герр, Артур Бесчастный, Антон Шагин, Елена Лядова, Игорь Митюшкин, Петр Гонсовский


Оператор: 

Лукаш Зал


Производство: 

«САГА» (Россия), «Apple Film» (Польша), ART&POPCORN (Сербия), Россия — Польша — Сербия, 2018

Все о фильме «Довлатов»

Комментарии загружаются