Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
«Под электрическими облаками»: как проходили съемки фильма
Изображение © METRAFILMS
12 февраля 2016
На экраны страны выходит фильм-призер Берлинского кинофестиваля, новая картина Алексея Германа-младшего «Под электрическим облаками». Редакция 1tv.ru рассказывает, как режиссеру удалось создать тревожную атмосферу ближайшего будущего, и что осталось за кадром фильма.

О чем фильм

Семь новелл, из которых состоит картина, объединены местом действия — незаконченным авангардным проектом погибшего олигарха-идеалиста. Против застройки на окраине мегаполиса выступали искусствоведы и музейщики, но отстоять «исторический луг» им не удалось. Однако строительство все-таки заморожено: пока наследники богача, вернувшиеся из зарубежных колледжей, пытаются разобраться в российской действительности, недостроенное здание занимают наркоманы и бездомные, а архитектор проекта совершает самоубийство.

Действие происходит в 2017 году, герои представляются выкинутыми на обочину жизни, «лишними людьми». С помощью их частных историй режиссер пытается показать сложную картину российской жизни ближайшего будущего: в головах людей разруха, а в воздухе витает ощущение приближающейся войны.

Алексей Герман-младшийавтор сценария и режиссерДля нас было важно попытаться через переплетение человеческих историй ухватить общее ощущение страны — невероятно разной, наполненной противоречиями и несовместимыми порой умонастроениями. По сути дела, мы пытались вернуться к традициям большого русского классического романа с его комплексным подходом, к действительности в разных ее сочетаниях. Поэтому каждая из глав это новая, отличная от предыдущей, точка зрения. Как на футбольном матче, когда для того, чтобы разглядеть главное, то есть саму игру, все время приходится менять углы зрения.

Артем ВасильевпродюсерФильм предполагает серьезный разговор со зрителем. Он не мрачный, не неуютный, он просто сложный. Иногда зритель не может объяснить, сформулировать для себя основную идею, но он не сомневаясь говорит "я тоже это чувствую". "Под электрическими облаками" объединяет в себе два начала — интеллектуальное и чувственное, поэтому люди разных национальностей и культур найдут в нем каждый свое.

Андрей СавельевпродюсерДля меня эта картина не про историю России, и не о постсоветском пространстве. Это не бывшая, нынешняя или будущая история нашей страны. Это история отдельных личностей, которые в эпоху глобализации не могут найти себе места. Но это именно те люди, мимо которых нельзя проходить и нельзя потерять. Потому что их характер уникален, и человечество без таких героев просто погибнет.


О команде

Идея картины и авторство сценария принадлежат человеку в режиссерском кресле — Алексею Герману-младшему. Фильмы Германа постоянно попадают в основной конкурс самых престижных международных кинофестивалей. Особенно любят режиссера в Венеции: в 2003 году «Последний поезд» был удостоен награды за лучший дебют, а через два года «Бумажный солдат» получил Серебряного льва за лучшую режиссуру. Фильм «Под электрическими облаками» был представлен в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля этого года, где получил награду за лучшую операторскую работу.

Алексей Герман-младшийЭта картина сделана "вопреки". В том числе, вопреки формату, в котором у нас существует кинематограф, не так важно, авторский или коммерческий. А нам хотелось сделать импрессионистский фильм. Когда импрессионистов упрекали в том, что рука у них непохожа на руку, то не понимали, что важна не схожесть, а ощущение этой руки — передано оно или нет. Мы хотели рассказать о том, как живое пробивается сквозь наледь. Было важно снять про людей, которые не ходят строем. Никаким строем. Такие люди всегда немного лишние — для всех сторон.

Операторы фильма, Евгений Привин и Сергей Михальчук, чьи «выдающиеся достижения в области киноискусства» были отмечены жюри Берлинале-2015, работали с признанными мастерами, среди которых Владимир Котт, Алексей Балабанов, Сергей Лозница, Валерий Тодоровский.

Фильм наводнен множеством главных и второстепенных персонажей: за время кастинга Алексей Герман просмотрел более 11000 человек. Причем, множество ролей (в основном второго плана) исполнили люди без профессионального актерского образования.

Ключевые роли достались любимым актерам Германа: Чулпан Хаматовой, которая снялась в его фильмах «Гарпастум», «Бумажный солдат» и «Из Токио», и Мерабу Нинидзе («Бумажный солдат», «Из Токио»).

Чулпан Хаматова по первоначальной задумке должна была играть главную роль в новелле, посвященной приезжающему на фронт солдату. Однако от съемок пришлось отказаться, а ее персонаж в несколько измененном виде остался в фильме — в новелле «Заложница» она играет наркозависимого подростка Валю с тяжелым прошлым.

Чулпан ХаматоваМой персонаж — это сублимация апатии. Вообще, это кино — высказывание Алексея Германа про современный мир, а его мир с моим личным миром очень даже перекликается. Есть моменты совершенно в унисон. Мой герой, как раз, представляет вот эту всю "вытяжку" смысловую. Точнее — потери смысла, нежелания жить. Это просто живой труп.

Архитектора здания, вокруг которого разворачивается сюжет фильма, играет музыкант, актер и сценарист, лидер группы Esthetic Education Луи Франк.

Луи ФранкДля меня мой персонаж — это современный Питер Пэн. Он отказывается принимать мир, в котором живет. Все, что его заботит, исчезло, все, во что он верил, рухнуло в цифровую кучу навоза. Он живет ради абсолютных ценностей, но абсолютные ценности больше никого не интересуют.

Изображение © METRAFILMS

Мераб Нинидзе, известный на Западе грузинский актер (в частности, он снялся в фильмах «Нигде в Африке» Каролины Линк и в «Покаянии» Тенгиза Абуладзе), сыграл полиглота и интеллектуала, пишущего диссертацию о Малевиче и Петрове-Водкине и вынужденного подрабатывать гидом и стрелять деньги у коллег.

Мераб НинидзеГлавная трагедия моего героя в том, что он ничего не смог из того, что хотел сделать. Он это понимает и решается на глобальный для себя поступок — который не меняет мир, но меняет вокруг него расстановку и определяет для него новое место в этом мире. Он встает и протестует, открыто. Хотя понимает, что потеряет свое, пусть маленькое, но благополучие. Он не пытается найти общее с новыми "владельцами" его маленького мира — богачами, которые хотят все перекупить и перепродать… Он остается честным человеком.

Коллегу героя Нинидзе по музею играет известная по многочисленным ролям в сериалах («Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург», «Казус Кукоцкого») Анастасия Мельникова.

Анастасия МельниковаЯ бы очень не хотела оказаться на месте своей героини. Это судьба невероятно талантливого человека, который в нужное время не оказался в нужном месте. Она "настоящая" женщина — ее счастье и особенность характера в том, что она способна быть счастливой только когда рядом с ней человек, которого она очень любит. Она намного сильнее меня, глубже. Не думаю, что я была бы способна на подобную самоотдачу. Моя героиня не просто персонаж, она олицетворение целого класса людей. Ее личная история — это судьба русской интеллигенции. У нее огромный потенциал, но все что она имеет — это работа в музее.

Среди новичков, вошедших в команду фильма, — актриса Большого театра кукол Виктория Короткова. На ее счету в кино всего две короткометражки («По уши в песке» и «Исход»), а в «Электрических облаках» ей досталась одна из главных ролей в новелле «Наследники».

Виктория КоротковаУ моей героини несгибаемое чувство собственной правды внутри. В этом мы с ней похожи. Еще меня очень тронула ее "автоматичность". Она глухая, носит слуховой аппарат. Поэтому если она не согласна с кем-то или чем-то, то просто снимает его. Буквально отключается от внешнего мира. В этом, конечно, и большая доля юмора есть. За ней и грустно, и одновременно смешно наблюдать.




Кроме того, в фильме появились такие известные зрителям актеры, как Алексей Вертинский («Восток-Запад», «Красный жемчуг любви») и Ирина Соколова («Дни затмения», «Молох»), а также новые лица: Константин Зелигер, Виктор Бугаков, Петр Гасовский и другие.

О съемках

Работа над фильмом растянулась на пять лет — производство приходилось останавливать из-за болезни Алексея Германа-старшего и необходимости завершить картину «Трудно быть Богом». Съемки проходили на двух основных локациях — на Украине в 2012 году и в Санкт-Петербурге с декабря 2013 по март 2014 года.

Алексей Герман-младший"Неземные пейзажи" фильма на самом деле вполне земные и почти все находятся практически в Петербурге, на расстоянии ста метров от жилых домов. Наша реальность ведь очень странная. Новые кварталы, новые эстакады, объездные дороги, которые идут по заливу на огромной высоте, выглядят в Петербурге несколько футуристично, так что это уже часть нашей жизни. Если отъехать от центра буквально на насколько километров, то Питер уже совсем не похож на Питер. Да его, в общем, уже и нет — того Питера, в котором я вырос. Еще что-то мы снимали в Днепропетровске, под Харьковом и в Одессе. Под Харьковом мы снимали одну из прекраснейших усадеб Украины, в которой до недавнего времени был туберкулезный санаторий, а сейчас там все разрушено, куски здания на глазах отваливаются. Что-то мы строили сами, в том числе, на компьютере.

Съемки велись только на закате, чтобы добиться особого художественного эффекта. Работа операторов Сергея Михальчука и Евгения Привина, которые ни разу не встретились на съемочной площадке, была отмечена Серебряным медведем Берлинского кинофестиваля.

На разработку центрального объекта фильма, недостроенного высотного дома, был объявлен общенациональный конкурс. Из 160 работ был выбран проект Анны Ткачевой и Андрея Волынцева, чье имя указано в титрах фильма.

Для съемок был задействован также новый терминал аэропорта «Пулково», специально для этого там было приостановлено строительство за месяц до сдачи работ госкомиссии. Кроме того, для съемок одной из сцен было ограничено движение на одной из центральных улиц Петербурга на три дня, железнодорожная станция «Аэропорт» была полностью перестроена под нужды съемочной группы, а в акватории Финского залива были возведены причудливые декорации: стройплощадка и «кладбище» скульптур.

Не обошлось и без комичных ситуаций. Фрагмент одного из памятников, статуи Ленина, накануне начала съемок увез с площадки местный житель, объяснить цель похищения он не смог. Другая неприятная ситуация произошла по вине непогоды: сцены стройки снимались на дне высохшего водохранилища, которое превратилось в месиво из-за аномально теплой декабрьской погоды. Однако в последний съемочный день ударил мороз и сотни метров кабеля и другое хозяйственное оборудование так крепко вмерзли в грунт, что вывезти их удалось только через несколько месяцев.

Надо отметить, что практически весь художественный мир фильма рукотворен: специально создавались памятники, сложные арт-объекты и инсталляции. Все это возводилось под руководством ведущего художника Елены Окопной.

Елена ОкопнаяТакая работа — это счастье. Как и счастье — работать с людьми, которые готовы работать сутками и поддерживать даже, на первый взгляд, безумные мои идеи, тем более, что для меня это была дебютная история в большом кино.