Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
25 марта 2011, 18:08

Японские автомобили, поступающие в Россию, проходят на границе строгий радиационный контроль

Таможенники заявляют, что риска купить зараженную машину нет. Но определить, была ли иномарка во время цунами затоплена, и как повлияла на её системы солёная океаническая вода, иногда при осмотре на границе бывает невозможно.

Японские автомобили по-прежнему являются лидерами импорта среди подержанных иномарок. Правда, с повышением пошлин их ввоз сократился в 60 раз. Еще несколько лет назад из Японии ввозили 300 тысяч подержанных автомобилей в год. Теперь – всего 5 тысяч. И все же, когда идет речь о радиационной безопасности, это цифра внушительная.

Каждое авто, пришедшее в порт Владивостока, проезжает на таможне через систему "Янтарь", которая реагирует на любое отклонение от естественного уровня радиационного фона. Она была установлена задолго до катастрофы на АЭС "Фукусима-1", и вот уже несколько лет работает без сбоев.

"В случае превышения срабатывает сигнал тревоги. Объект, который вызвал срабатывание системы "Янтарь", выделяется из общего потока", - рассказывает начальник отдела контроля за делящимися радиоактивными материалами Владивостокской таможни Александр Помыканов.

Автодилеры, чьи фирмы не оснащены ни подобными, ни более простыми приборами для определения фона, полностью полагаются на таможню и криминалистов, которые по документам проверяют, где раньше была зарегистрирована иномарка. Конечно, торговцы уверяют: автомобили везут с западного побережья Японии, наименее пострадавшего от катастрофы.

Вот только гарантировать, что автомобиль не был в зоне эвакуации, не может ни один документ. Как и не могут сейчас эксперты окончательно определить радиус радиоактивного загрязнения. Прогнозировать сложно, пока ситуация на "Фукусиме" не наладится.

"Это не зависит от расстояния; все зависит от количества выброшенных радиоактивных веществ – если они попадут в стратосферу, в нижние слои стратосферы, то они будут распространяться гораздо дальше, чем в приземных слоях", - поясняет эксперт.

Определить, была ли иномарка затоплена во время цунами, не помогут никакие рамки: надо проверять всю электронику, которой японские автомобили буквально напичканы. Полностью менять разъеденную соленой водой систему не будет ни один автодилер, это нерентабельно.

Автоэксперты сходятся в том, что процент проблемных машин, отправленных в Россию, будет низким. И все же называют месяцы особого риска: май, июнь. С 1 июля перед японскими подержанными автомобилями вырастет еще один барьер – вступит в силу положение, запрещающее ввоз иномарок с правым рулем без специального сертификата.

"Ни один "праворукий" автомобиль такого сертификата не имеет, - говорит главный редактор автомобильного журнала Игорь Моржаретто. - Не запрещено ввозить, но ты должен получить этот документ дополнительно".

Другое дело – зараженные автозапчасти из Японии. Теоретически, их импорт может стать выгодным криминальным бизнесом для тех, кто сможет миновать радиационный контроль. Здесь вся надежда на таможню, пограничников и полицию, но в первую очередь – на бдительность самих граждан.

Читайте также: