Японские автомобили, поступающие в Россию, проходят на границе строгий радиационный контроль
Таможенники заявляют, что риска купить зараженную машину нет. Но определить, была ли иномарка во время цунами затоплена, и как повлияла на её системы солёная океаническая вода, иногда при осмотре на границе бывает невозможно.
Японские автомобили по-прежнему являются лидерами импорта среди подержанных иномарок. Правда, с повышением пошлин их ввоз сократился в 60 раз. Еще несколько лет назад из Японии ввозили 300 тысяч подержанных автомобилей в год. Теперь – всего 5 тысяч. И все же, когда идет речь о радиационной безопасности, это цифра внушительная.
Каждое авто, пришедшее в порт Владивостока, проезжает на таможне через систему "Янтарь", которая реагирует на любое отклонение от естественного уровня радиационного фона. Она была установлена задолго до катастрофы на АЭС "Фукусима-1", и вот уже несколько лет работает без сбоев.
"В случае превышения срабатывает сигнал тревоги. Объект, который вызвал срабатывание системы "Янтарь", выделяется из общего потока", - рассказывает начальник отдела контроля за делящимися радиоактивными материалами Владивостокской таможни Александр Помыканов.
Автодилеры, чьи фирмы не оснащены ни подобными, ни более простыми приборами для определения фона, полностью полагаются на таможню и криминалистов, которые по документам проверяют, где раньше была зарегистрирована иномарка. Конечно, торговцы уверяют: автомобили везут с западного побережья Японии, наименее пострадавшего от катастрофы.
Вот только гарантировать, что автомобиль не был в зоне эвакуации, не может ни один документ. Как и не могут сейчас эксперты окончательно определить радиус радиоактивного загрязнения. Прогнозировать сложно, пока ситуация на "Фукусиме" не наладится.
"Это не зависит от расстояния; все зависит от количества выброшенных радиоактивных веществ – если они попадут в стратосферу, в нижние слои стратосферы, то они будут распространяться гораздо дальше, чем в приземных слоях", - поясняет эксперт.
Определить, была ли иномарка затоплена во время цунами, не помогут никакие рамки: надо проверять всю электронику, которой японские автомобили буквально напичканы. Полностью менять разъеденную соленой водой систему не будет ни один автодилер, это нерентабельно.
Автоэксперты сходятся в том, что процент проблемных машин, отправленных в Россию, будет низким. И все же называют месяцы особого риска: май, июнь. С 1 июля перед японскими подержанными автомобилями вырастет еще один барьер – вступит в силу положение, запрещающее ввоз иномарок с правым рулем без специального сертификата.
"Ни один "праворукий" автомобиль такого сертификата не имеет, - говорит главный редактор автомобильного журнала Игорь Моржаретто. - Не запрещено ввозить, но ты должен получить этот документ дополнительно".
Другое дело – зараженные автозапчасти из Японии. Теоретически, их импорт может стать выгодным криминальным бизнесом для тех, кто сможет миновать радиационный контроль. Здесь вся надежда на таможню, пограничников и полицию, но в первую очередь – на бдительность самих граждан.