Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
26 ноября 2014, 21:46

Выставка советских авангардистов Родченко и Степановой открылась в ГМИИ им.Пушкина

В Пушкинском музее открылась выставка выдающихся художников русского авангарда Александра Родченко и Варвары Степановой. Родченко при этом еще и основатель советского дизайна и рекламы - даже далекие от искусства люди знают плакат- "Нигде, кроме как в Моссельпроме".

"Мы создали новые представления о красоте и расширили само понятие искусства" - лучше, чем словами самих Александра Родченко и Варвары Степановой о короле и королеве конструктивизма, кажется, и не скажешь. Более 250 работ на выставке - как приглашение в их особый мир, где рационально – значит, прекрасно, где творить, значит, изобретать, где художник - провидец.

Они обгоняли время вместе, по линейке чертили будущее. Одержимые желанием революции в сознании и быту, придумали свою азбуку и свой язык — яркий, лаконичный, один на двоих и понятный всему миру. Надевая неброское платье с геометрическим рисунком от Степановой женщина становилась товарищем, глядя на плакат Родченко, кто угодно начинал верить — "У ЛЕНГИЗа — книги по всем отраслям знания", а "РЕЗИНОТРЕСТ — пригодится везде".

"Этот круг, который как увеличительное стекло, показывает нам собственно товар, полосы, напоминающие мелькание кинематографического кадра в кино, укрупненные надписи. При любом расстоянии, при любом размере вы эту надпись не пройдете мимо и обратите внимание", - говорит куратор выставки, внук Александра Родченко Александр Лаврентьев.

Не обратить внимание на них было невозможно. Вечно хохочущая, громкая Степанова и собранный, часто меланхоличный Родченко, они называли себя "бандой конструктивистов", а рупором своей эпохи— Владимира Маяковского. Для самых прогрессивных журналов в области искусства "ЛЕФ" и "Новый ЛЕФ" под редакцией поэта Родченко рисовал обложки. Маяковский для плакатов Родченко придумывал слоганы, а иногда просто позировал другу, страстно увлеченному фотографией.

"На этом стуле фотографировались все, кто приходил в гости к Родченко и Степановой. На этом стуле сидел Иосиф Брик, на этом стуле сидел Владимир Маяковский, на этом стуле сидели практически все приходившие по каким-то делам или без дел в гости", - рассказывает Александр Лаврентьев.

Их дом был творческой лабораторией, где жадно пробовали новое. Масляные краски Родченко и Степанова могли оживить губной помадой, готовили клей из сыра — этот рецепт записан аккуратным почерком кого-то из супругов. Сталкивать плоскости, фактуры, пространства для них тоже - необходимые эксперименты. Опытным путем художники вывели свою формулу конструктивизма, где главные элементы — круг и линия. Простые объекты, способные сказать о многом.

"Для меня, например, эти круги - это еще и планеты. Вам не кажется, что эти круги - это планеты на фоне Солнца? Что это попытка мыслить не только кругами, а в каких-то космических пределах?" - говорит куратор выставки Алексей Савинов.

Казалось, им двоим было под силу создать свою галактику, где есть место и идеально пойманному кадру, и трогательному, полному романтики полотну с артисткой цирка, и проекту рабочего клуба, продуманному до мелочей, и лаконичным одноцветным полотнам, будто говорящим — закрашенный холст сам по себе прекрасен.

"Даже если бы каждый из них каким-то одним движением или одной стороной был зафиксирован в истории искусства, уже этого бы было достаточно, чтобы с восторгом о них говорить. Люди совершенно ренессансные, как и многие художники, коллеги этого времени, большие художники, которые умели все и делали отлично", - говорит директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Марина Лошак.

Впрочем, многие современники Родченко и Степановой, увы, вовсе так не считали.

"Пройдет совсем немного лет, и выяснится, что они никому не нужны, и Родченко будет очень разочарован этим, и его дневники, увы, это дневники очень пессимистичные, особенно в сороковых годах. Он предвидит, что его искусство никому не нужно. Если бы он прожил еще совсем-совсем немного..." - говорит Алексей Савинов, куратор выставки.

Работы Родченко и Степановой назовут пособиями для дизайнеров уже после их смерти, в начале 60-х. Создателям "азбуки конструктивизма" будут подражать по всему миру, их идеями — буквально бредить. А о самих художниках скажут — это они придумали время, которому за ними было просто не угнаться.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей