Авиакатастрофа под Бишкеком: огромный самолет сровнял с землей дачный поселок
На месте авиакатастрофы под Бишкеком с наступлением темноты осталось только полицейское оцепление. Утром продолжится разбор обломков грузового «Боинга» и жилых домов, на которые он рухнул этим утром. Власти не исключают, что там найдут еще погибших. 32 к этому часу опознаны. И найден один из черных ящиков. Владимир Путин выразил президенту Киргизии соболезнования в связи с трагедией.
Грузовой «Боинг-747», перелетев взлетную полосу, упал прямо на жилые дома. Поселок Дача расположен примерно в двух километрах от аэропорта. На кадрах, сделанных позже с помощью дрона, можно увидеть, насколько масштабны разрушения. Самолет задел крыши нескольких строений, а затем рухнул. Скорость к этому моменту была еще очень высокой. Лайнер крушил все на своем пути. Пропахал брюхом несколько сотен метров и смог остановиться только после того, как снес более 30 домов. Все произошло в полвосьмого утра. Большинство жителей в этот момент собирались на работу.
«Я вышел на улицу, все горело, я не сразу понял, что это самолет. Мне потом другие сказали. Близко нас не подпускали, все оцепили», - рассказывают очевидцы.
Картина, которую увидели подоспевшие к месту трагедии спасатели, шокировала. Нос самолета буквально протаранил один из домов. Отлетевшее шасси лежало неподалеку, в чудом уцелевшей комнате. Рядом — автомобиль, вернее то, что от него осталось. Среди груды камней и металла можно было увидеть и остатки мебели, и личные вещи людей.
Сведения о количестве жертв постоянно уточняются. Их число приближается к сорока. На борту находились пять членов экипажа. Выжить никому не удалось. Один из пилотов скончался в машине скорой помощи по дороге в больницу. Но большинство погибших и раненых — это жители поселка. Известно, что среди жертв — 13 детей. Восемь местных жителей доставлены в больницы в тяжелом состоянии.
Сразу после катастрофы на месте крушения начался сильный пожар. Только спустя три часа огонь смогли сбить. Все это время спасательная операция продолжалась.
«Недавно только одного вытащили живым, реанимировали, в город отправили. С утра уже работает 14 бригад, около 60 медицинских работников, медикаментов достаточно», — отметил министр здравоохранения Киргизской республики Талантбек Батыралиев.
Грузовой «Боинг-747» следовал из Гонконга в Стамбул и должен был дозаправиться в аэропорту «Манас». По каким-то причинам он не смог совершить посадку, ушел на второй круг, но так и не набрал высоту. Грузовой лайнер упал прямо на поселок.
Изначально сообщалось, что самолет принадлежал компании Turkish Airlines. Позже в посольстве Турции эту информацию опровергли, заявив, что владелец воздушного судна — частная турецкая компания MyCargo Airlines. А сам борт был арендован «Турецкими авиалиниями».
Версий несколько: это и технические проблемы, и плохие метеоусловия — утром в районе аэропорта был густой туман. Тем не менее, по данным киргизской стороны, погода не должна была помешать лайнеру совершить посадку.
«Представители диспетчерской службы и службы авианавигации сказали, что передали, какая видимость, можно ли садиться на наш аэродром. И все условия позволяли садиться этому самолету. До этого ночью пассажирский и грузовой самолеты садились, некоторые транзитом улетали в другие места», — сообщил первый вице-премьер-министр Киргизской республики Мухамметкалый Абулгазиев.
В любом случае, окончательное решение — сажать самолет или уходить на второй круг — принимает командир воздушного судна. Теракт из числа возможных причин катастрофы местные власти исключили практически сразу. Среди прочих версий — ошибка пилотов. О ней говорят и большинство опрошенных Первым каналом авиаэкспертов.
«Экипаж отработал всю ночь, реакция уже несколько замедленная, потому что уставший. И при заходе на посадку допустили какую-то ошибку, не попали на полосу и уйти на второй круг не смогли», — сказал заслуженный пилот России Юрий Сытник.
Из-за плохих метеоусловий грузовой «Боинг» пилоты сажали, скорее всего, в полуавтоматическом режиме, который не позволяет уйти на второй круг простым нажатием кнопки. Драгоценные секунды были потеряны. Таким образом, к трагедии могла привести совокупность факторов.
«Они искали землю глазами. Совмещенное управление включили и выполняли эту посадку. Вот почему у земли у них не хватило внимания — увидеть опасную высоту и взлетно-посадочные огни полосы. Вот эти особенности наложились комплексно на этот момент», — говорит заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов.
Кстати, длина посадочной полосы в Бишкеке — 4200 метров. Это даже больше, чем обычно. Стандарт — 3-3.5 километра. Дело в том, что в советское время, когда строили этот аэропорт, его готовили даже к возможной посадке космического корабля «Буран».
Межгосударственный авиационный комитет готов помогать властям Киргизии в расследовании авиакатастрофы. Члены спецкомиссии МАК вылетели на место крушения и после получения официального запроса от местных властей уже приступили к работе. Сообщается, что один из двух черных ящиков уже найден.
«Техническая комиссия работает в тесном взаимодействии с правительственной комиссией Кыргызской республики по ликвидации последствий и оказании помощи родственникам пострадавших. В работе технической комиссии в соответствии с приложением 13 Конвенции о международной гражданской авиации (ИКАО) принимают участие представители Турции как государства-эксплуатанта и регистрации воздушного судна, а также США как государства-разработчика и изготовителя воздушного судна и двигателей», — сообщила пресс-секретарь комитета Светлана Колесникова.
Сейчас аэропорт «Манас» возобновил свою работу. Завтра в Киргизии — день траура.