Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
25 марта 2017, 18:12

В Санкт-Петербурге началась подготовка знаменитых разводных мостов к сезону навигации

Приятное событие в Санкт-Петербурге, которое символизирует приход весны, даже если на улице пока еще снег и пасмурно. Знаменитые разводные мосты впервые после зимы - ожили, и вновь по ночам можно наблюдать, как они буквально взлетают над Невой. Пока это только подготовка к сезону навигации, специалистам нужно проверить все механизмы. Один из самых старых и сложных - это легендарный Большеохтинский мост. Как устроено это чудо инженерной мысли и какую тайну он хранит больше века?

Александр Федорович - единственный обладатель единственного ключа от уникального замка. Их не меняли больше 100 лет. А дверь ведет в одну из самых красивых и самых таинственных башен Петербурга.

«Можем панораму города сверху посмотреть, высота отсюда где-то 19 метров, а от уровня воды 26 будет, но это полностью башня с маяком», - рассказывает начальник смены Большеохтинского моста Александр Русаковский.

Раньше в стеклянном кубе горел маяк, указывал на разводной пролет, а внизу, под толщей розового гранита, вертелись шестеренки. Сложная система рычагов позволяла поднимать мост даже вручную. Но теперь все прозаичней – гидравлика, автоматика, пара кнопок – и створки распахиваются.

До навигации несколько дней, и это самое напряженное время для Александра Федоровича. Еще можно успеть что-то подправить. Потом на восемь месяцев весны-лета-осени задержка в «ночном танце» не допустима ни на минуту. Он 40 лет почти в обнимку с этими механизмами. Но до сих пор удивляется: 100 лет назад инженеры создали чудо! Металлические кружева!

Современники называли мост Императора Петра Великого «Эйфелевой башней, брошенной через Неву». Да только наша конструкция и легче, и длиннее, а еще парижская - стоит себе мертво на заклепках, а наша-то «дышит»!

«Одна из опор - на такой вот маленькой «иголочке», а остальные стоят на катках. Зимой металл сужается, и весь мост как бы суживается, едет, а летом расширяется опять на катках. И неподвижная часть, чтобы она вообще никуда не уехала», - поясняет Александр Русаковский.

Большеохтинский, он же – Императора Петра Великого. Мост задумали в самом начале ХХ века. Был международный конкурс, из 16 проектов победили французы и австрийцы, им даже премии выплатили. Но посчитали, что ни одна идея не осуществима – дорогие и сложные.

И тогда посмотрели на эскиз, который в конкурсе вообще не участвовал, петербургского профессора Кривошеина и военного инженера Апышкова. Они предложили всего две опоры-башни и металлические фермы, которые собирали на берегу. Потом их грузили на старые баржи, подвозили к опорам, баржи затапливали и фермы вставали на свои места.

Этот проект приняли в 1908 году, а заложили мост в 1909 году, аккурат к 200-летию Полтавской битвы. Вот потому – мост имени Императора Петра Великого. Но после революции его переименовали в честь соседней речки Большой Охты.

А еще Большеохтинский – мост-загадка. Известно, что в его металлических конструкциях более миллиона заклепок! И якобы инженеры одну из них сделали золотой. С тех пор прохожие, нет-нет, да и посмотрят наверх, а вдруг вон та, над головой, та самая – золотая, только покрыта толстым слоем краски. Но за 100 лет клад так и не нашли.

Многие считают, что сам мост и есть сокровище. Особенно когда он сияет в темноте или в тумане белых петербургских ночей.

«Привык я к нему, и вообще, кто на каком мосту работает – тот считает его самым лучшим», - говорит Александр Русаковский.

Этой ночью свои пролеты поднимет еще пара мостов. Чуть вверх, чуть вниз, последние штрихи перед навигацией. Автомобилисты раздражаться на закрытые переправы не будут. В Петербурге ведь так: раз мосты взлетают, значит, весна!

Читайте также: