В Большом театре премьера — представлена постановка оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»
Такую «Снегурочку» зрители еще не видели. Здесь будут сломаны все стереотипы. И, как говорят создатели спектакля, они все образы приблизили к авторской задумке Островского и Римского-Корсакова. Здесь все смешают, приправят гениальной музыкой, покажут, что такое разные уровни цивилизаций.
Снег кружится, летает, не тает. Зима на сцене Большого. Герои новой постановки «Снегурочки» Римского-Корсакова не меньше москвичей ждут тепла и солнца.
Но эти жители мифической Берендеевки совсем не похожи на крестьян из сказки. А снежная горка, если приглядеться, крыша разрушенного здания.
Такой «Снегурочку» уж точно еще не видели. Никаких древнерусских узоров и сказочных декораций. На сцене ядерная зима. Линии электропередачи засыпаны снегом почти по верхушки. Вся земля — мерзлая пустыня. И вернуть солнце может только чудо.
Это чудо – Снегурочка. В штанах, майке и с темными волосами она далека от классической. Да и привычной хрупкости от нее ждать не стоит.
«Пришлось немножко изменить образ, сделать ее немножко более жесткой, более дикую и с таким внутренним стержнем, потому что обычно они, Снегурочки, слишком нежные, слишком милые, и это трудно было искоренять», - рассказывает актриса Ольга Селивестрова.
И это не революция — возвращение к истокам - авторской задумке. Опера Римского-Корсакова, как и пьеса Островского — не детская новогодняя сказка.
«Ее обязательно играли зимой, и на нее приходили дети с родителями, на самом деле история очень глубокая, она очень трагическая, идея жертвоприношения ради выживания населения, Снегурочка, полюбив и принеся в жертву ради любви, вернула этим людям жизни», - говорит дирижер-постановщик оперы «Снегурочка», главный дирижер и музыкальный руководитель ГАБТ Туган Сохиев.
Ломать пришлось и музыкальные стереотипы. По словам создателей постановки, за 135 лет опера обросла штампами: ее давно исполняют не так, как писал композитор. Поначалу артисты сопротивлялись, но дирижер ни на ноту не отступил от авторской партитуры. И сегодняшние зрители услышат в оригинале то, что сам Римский-Корсаков называл своим лучшим произведением.
Неожиданные образы и сцены как из фильма-катастрофы — попытка не перевернуть классику, а рассказать о ней понятным языком. Почувствовать силы природы современному зрителю, избалованному цивилизацией, уверены авторы, можно разве что представив апокалипсис.
«Есть смешение разных уровней цивилизаций. Последней, достигшей определенной высоты, максимума, и самых простейших вещей, которые необходимо делать, когда вдруг перестали работать компьютеры, нет даже электричества2, - говорит режиссер-постановщик оперы «Снегурочка» Александр Титель.
«Этот мир, существующий у нас на сцене, он в какой-то степени может быть и первобытный, и мне кажется, все народные мотивы, все народные напевы, они так или иначе существуют в каждом из нас на уровне ДНК», - говорит актриса Александра Кадурина.
Тем более что все эти старые песни — о главном. Ведь и Снегурочка в конце умирает от любви. Но на сцене даже эта смерть — хэппи-энд. Ведь с ней приходит долгожданное солнце.