Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
1 октября 2017, 10:10

1 октября исполнилось бы 90 лет Олегу Ефремову

90 лет назад родился Олег Ефремов, по-настоящему народный артист, режиссер и педагог. Он обладал невероятным талантом, энергетикой и обаянием. Каждое его появление на экранах приковывало внимание, но сам он не мыслил жизни без театра. Олега Ефремова сегодня вспоминают не только многочисленные поклонники, но и коллеги в «Современнике, у истоков которого он стоял, а также в МХТ имени Чехова — он возглавлял его без малого 30 лет.

«Вот здесь, в этом доме, Олег Николаевич жил, в этом подъезде. По-моему, это был пятый или шестой этаж. Там была огромная комната, я помню», — рассказывает заслуженный артист РФ Михаил Ефремов.

А в этой комнате за большим столом в начале 50-х молодые и амбициозные Ефремов, Волчек, Табаков, Кваша ночи напролет изобретали театр новой эпохи — «Современник».

«А в это время в кухне коммунальной скандалы были. И Галина Борисовна Волчек очень смешно показывает мою бабушку, Анну Дмитриевну. Когда там скандалы какие-то на кухне, они тут "Современник" создают, и вдруг она вбегает, закрывает за собой дверь и снова убегает туда скандалить», — рассказывает заслуженный артист РФ Михаил Ефремов.

В своем первом здании — на площади Маяковского — труппа в прямом смысле жила, абсолютно все время отдавая репетициям. Ефремов страшно не любил отпускать своих актеров в кино. Да и сам снимался только в свободное от театра время, в отпусках. Но именно благодаря фильмам он стал своим для всей страны.

Ни одной отрицательной роли. Зато в жизни был человеком очень жестким. Фюрер, как в шутку прозвали его коллеги. На репетициях он ждал полного подчинения и часто сам срывался с места, чтобы показать, как надо играть.

Никаких наигранных театральных интонаций. Ефремов первым просил актеров разговаривать так, как они делают это в жизни. Такой подход между собой стали называть «шептальным реализмом».

В 70 году он принимает предложение возглавить МХАТ. Ефремов звал с собой всю труппу «Современника», но актеры восприняли это как уход отца из семьи. А он, еще студентом поклявшийся в верности принципам Станиславского, просто не мог смотреть, как разваливается главный театр страны.

«Говорили: "Это уже труп! Его восстановить нельзя!" Но для меня вывеска "Художественный театр" с не той начинкой и содержанием была самым главным», — говорил Олег Ефремов.

Проблем было много: труппа слишком разрослась, работы почти не было, актеры стали терять квалификацию. Он пытался найти роль каждому, но в итоге, пришлось принять жесткое решение: разделить МХАТ на две сцены. По сути, на два отдельных театра. Для актерского мира это было сродни Чернобыльской катастрофе.

«Это происходило очень болезненно для труппы, для людей. Там три дня собраний бесконечных. Но зато это какой-то был сигнал. После этого и страна стала делиться», — говорит заслуженный артист РФ, ученик Олега Ефремова Дмитрий Брусникин.

На него ругались, злились, обижались. А он знал, что прав, что для театра так будет лучше. Олег Николаевич работал до последнего, репетировал, даже когда дышать без трубки было трудно. Но без театра для него это было вообще невозможно.

«Когда на душе плохо, на сердце плохо, то тянет не кино посмотреть, а хочется в театр», — говорил Олег Ефремов.

Сегодня на Первом канале к юбилею Олега Ефремова документальный фильм «Ему можно было простить все». Своими воспоминаниями делятся коллеги и родные актера. Смотрите в 12:15. А сразу после, в 13:20, фильм «Три тополя на Плющихе», в котором Олег Ефремов исполнил одну из своих лучших ролей.


  • Лучшие отечественные и зарубежные фильмы и сериалы смотрите на сайте kino.1tv.ru>>

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей